«Буду погибать молодым, буду», читал в 90-е Мистер малой. Но, репер жив до сих пор. «Другой же в петлю слазил ...» почти как по Высоцкому. Случилось это с поэтом и геофизиком Борисом Рыжим в 26 его лет. Роковым совпадением стало, то что называли Рыжего «новым Есениным». Но, творческое наследие оставил после себя большое: около 1300 стихотворений
С антресолей достану «ТТ»,
покручу-поверчу -
я ещё поживу и т.д.,
а пока не хочу
этот свет покидать, этот свет,
этот город и дом.
«БУДУ, ЕСЛИ НЕ УМРУ» - это спектакль Ахима Вопопа и Дмитрий Коцелайнен по стихам Бориса Рыжего. Но, это не читка его стихов с какой-то логичной связкой и не байопик поэта.
Авторы постановки по своему творчески переосмыслили и показали время и жизнь Бориса Рыжего. У неё не чёткого сюжета и она кажется немного сумбурной. Корпус тв-ящика с говорящей головой, как символ 90-х, на которые и пришлось самые активные творческие годы поэта.
Молодость мне много обещала,
было мне когда-то двадцать лет.
Это было самое начало,
я был глуп, и это не секрет.
Это, - мне хотелось быть поэтом,
но уже не очень, потому,
что не заработаешь на этом
и цветов не купишь никому.
Вот и стал я горным инженером,
получил с отличием диплом.
Не ходить мне по осенним скверам,
виршей не записывать в альбом.
2
Песни, гитара, водка. Вообще, это очень образная постановка.
В качестве актеров выступили сами режиссёры. Говорят, что первоначально репетировали сами из-за нехватки актеров, а потом поняли, что с другими людьми получится другой спектакль. И это объяснимо, авторы погружены в жизнь и творчество поэта и переносят свои впечатления на сцену, но не буквально, а метафорично. Не уверен, что сторонний актер сделал бы это прочитав роль в сценарии, но не будучи полно погруженным в материал.
Мальчику полнеба подарили,
сумрак елей, золото берез.
На заре гагару подстрелили.
И лесник три вишенки принес.
Было много утреннего света,
с крыши в руки падала вода,
это было осенью, а лето
я не вспоминаю никогда.
3
Но, со зрителем так же работает этот принцип: постановка для знающего. В аннотации к спектаклю, написано, что «если вы не читали эти стихи и сомневаетесь, что без подготовки сможете что-то понять - это ерунда.» Но на своем примере я бы это оспорил и советовал бы углубиться в творчество и жизнь Бориса Рыжего. Я не сделал этого, более того, именно этот спектакль открыл для меня поэзию Рыжего, поэтому не уверен, что разглядел все образы и понял весь замысел. Некоторые сцены понимаю только сейчас, постфактум погрузившись в жизнеописание поэта.
Мне не хватает нежности в стихах,
а я хочу, чтоб получалась нежность
как неизбежность или как небрежность.
И я тебя целую впопыхах.
4
Отдельно респектую, что когда открыли бутылку водки в зале запазло спиртом. Вспомнились Иммигранты, которые вместо бурбона наливали в стакан, ладно если бы чай, но нет - прозрачную воду.
Для пьяницы-говоруна
на флейте отзвучало лето,
теперь играет тишина
для протрезвевшего поэта.
Я ближе к зеркалу шагну
и всю печаль собой закрою.
Но в эту самую мину-
ту грянет ветер за спиной
Двоим актерам-режиссерам активно помогает свет - светопись разнообразная в постановке.
Зелёный змий мне преградил дорогу
к таким непоборимым высотам,
что я твержу порою: слава богу,
что я не там.
Он рек мне, змий, на солнце очи щуря:
вот ты поэт, а я зелёный змей,
закуривай, присядь со мною, керя,
водяру пей;
5
Конечно, без музыки и гитары не обошлось. На стихах Рыжего основано немало песен. У Никитиных есть целый альбом только с песнями на стихи Бориса. Интересно, что популярность поэзии не уменьшается с годами. Песня, написанная на стихотворение «Эмалированное судно…», в 2020 году Минской группы
«Молчат дома» стала вирусной в TikTok: со всего света стали выкладывать видео, в которых под неё демонстрировать свои наряды. Но, музыкальным спектакль назвать нельзя.
За магазином ввечеру
стояли, тихо говорили.
Как хорошо мы плохо жили,
прикуривали на ветру.
6
Какой же в итоге итог? Непростой вопрос. Думаю, что подготовленному зрителю спектакль понравится. И наоборот.
Что махновцы, вошли красиво
в незатейливый город N.
По трактирам хлебали пиво
да актерок несли со сцен.
Чем оправдывалось все это?
Тем оправдывалось, что есть
за душой полтора сонета,
сумасшедшинка, искра, спесь.
7
Сценарий: 8 из 10
Режиссура: 9 из 10
Актеры 10 из 10
8
Свет 6 из 6
Звук 6 из 6
Пространство 5 из 6
Итого 7.3 балла из 8, или 9.2 долька ЗОЛОТОГО АПЕЛЬСИНА.
«Буду, если не умру» Ахима Вопопа и Дмитрия Коцелайнена, спектакль образов поэта Бориса Рыжего.
9