Новый спектакль с непонятным многим названием Respawn - хороший повод познакомиться с относительно новым театром "НИТИ", расположенным в новом культурном пространстве ArtPlay на Средней Охте. Спектакль не много ни мало, а про случай с военкорами в горячей точке.
Это прекрасно, что география Петербурга театрального пополняется новыми точками, причём не только в центре города. Увы, законы рынка таковы, что построить новое современное здание или капитально отремонтировать заброшенное может себе сейчас, пожалуй, только государственное учреждение: примеры БДТ, Александринки, Мариинки, МДТ это хорошо показывают. Средние же и малые творческие коллективы находят выход в открытии театральных площадок в различных творческих кластерах и креативных пространствах, которых сейчас появляется всё больше из-за деиндустриализации центра города и ближайших к нему районов.
ЦКБ атомного машиностроения съехало куда-то на Кировский завод и конец Обводного канала, освободив приметное своим "телевизором" здание на Красногвардейской площади в котором разместился пару лет назад "Центр дизайна ArtPlay". Среди множества офисов и салонов дизайнеров и архитектурных студий находится театр писателя и поэта Егора Клопенко. У театра есть свои постановки, а так же показываться здесь и другие.
2
Театр же "НИТИ" организовала выпускница "Кулька", курс Владимира Маркова, Вероника Мамонова со товарищами в 2013 году. Вероника худрук и главреж театра. Легенда гласит, что название возникло случайно - тянули жребий с разными названиями. И это просто слово, а не аббревиатура - просто прописные буквы нравятся больше. "Нити" показывают свои спектакли у Клопенко, в ЕСОДе, ЦЕХу и других местах.
3
Однако, тема. Процитируем автора спектакля Веронику Мамонову:
«Замысел этого спектакля жил во мне около двух лет. Началось все давно, с просмотра фильма «Брат» и фразы Сергея Бодрова - «Сила в правде». Это было так просто и очевидно, что принималось мной на веру. Позднее я узнала о судьбе журналистки Анны Политковской, о ее желании говорить правду, и чем эта правда обернулась для неё. Тогда внутри у меня что-то пошатнулось, возник вопрос: «А в чем тогда правда, и кому она нужна? Это послужило толчком для изучения судеб военных журналистов. Я начала поиск материала, и появился в моей жизни замечательный человек - Паша Федоровский, который написал пьесу о том, что меня не отпускало 2 года».
4
Респауном же (от анг. respawn, перерождение) называют место появление персонажа в компьютерной игре. Сюжет постановки вполне кинематографичен - съёмочную группу захватили в заложники, причём если оператор имеет опыт работы в горячих точках, то корреспондентка попала в такую командировку случайно и не совсем отдавала себе отчёта куда она направляется. Как часто случается в критических ситуациях люди меняются, начинают проявлять новые качесва - в этом и заключается респаун.
Место действия не называется, но имена всех героев русские, что позволяет предположить либо кавказский, либо украинский конфликты. Хотя есть у меня подозрение, что автор пьесы не намеревался говорить намёками, а просто не посчитал нужным скрыть имена. В целом в истории нет никаких национальных и расовых особенностей, поэтому события универсальны, можно переводить и показывать где угодно - хоть в Центрально Африканской Республике, хоть в Центрально Европейской, благо Калашников и видеокамера Panasonic есть везде.
5
Мне довольно просто в этот раз передать впечатления от постановки (не часто так бывает). В общем спектакль мне понравился - у него хороший сценарий и хоть действие немного затягивается в середине, но не сильно. Однако, спектаклю сильно не хватает интересных и ярких постановочных решений. Я легко могу себе представить фильм Respawn и он будет выигрывать в зрелищности у этого спектакля, а так быть не должно.
6
Многое можно было бы придумать для интересного и оригинального показа такого сюжета используя театральные средства художественного выражения. Скажем, самый очевидный ход - трансляция с камеры. Это же съёмочная группа, в спектакле есть эпизоды, когда оператор снимает, а корреспондентка (ох уж эти феминативы!) или бандит (повстанец - не нужное зачеркнуть) говорит в камеру. Почему бы это не вывести через проектор на экран? Открылась бы масса возможностей. И тому подобное.
7
И ещё буду критичен к реквизиту. Не бывает на войне такой чистой одежды, штатив от видеокамеры гораздо массивней с площадкой внизу, а сама камера гораздо тяжелее и поэтому не заваливается на столе, как лёгкий её муляж. Решение со столами на колёсиках хорошее, но почему их нельзя было задекорировать маскировочной сеткой или под каменные, бетонные блоки, например? Или наоборот сделать заметными.
8
Вы скажите, что это всё мелочи и я соглашусь с вами. Но, это мелочи когда сама постановка увлекает, ты смотришь на неё не отвлекая внимания. А здесь немножко не так и потому эти минусы наоборот тянут на дно всю реалистичность. Я пытаюсь настроиться на волну, а чистый камуфляж мне со сцены кричит, что я в театре. Только в конце события набирают большой градус и по настоящему увлекают.
9
А к актёрам больших вопросов нет. Играли хорошо. Спектаклю примерно год и за это время актёры менялись. В Сети имена тех кто играл 9 марта и не найти. Но, вот они:
Лейтенант - Алексей Артёмов
10
Оператор - Евгений Рощин
11
Корреспондент - Мария Эйвазова
12
Нина - Ксения Захарова
13
Итожим, как всегда с помощью системы рейтинга "ЗОЛОТОЙ АПЕЛЬСИН" (да, мне тоже нравятся заглавные буквы).
Сценарий - 9/10
14
Режиссура - 7/10
15
Актёрское мастерство - 9/10
16
Свет - 5/6.
17
Звук - 4/6.
Декорации, реквизит, костюмы - 4/6.
18
В итоге 10*6,33/8= 7,9 дольки. Спектакль молодого театра могу рекомендовать посмотреть - сюжет интересный и к концу постановки действие, как говорится, разыгрывается.
19
"ЗОЛОТОЙ АПЕЛЬСИН" - мой частный театральный рейтинг. Спектакли оцениваются по 6 категориям: Сценарий/Режиссура/Актёры/Свет/Звук/Декорации и костюмы. Рейтинг присваивается в дольках апельсина. 1 долька равна 1 баллу. Максимально можно получить 10 долек, что составляет целый апельсин!
Подробнее.