Комната Герды и Туминой

Mar 09, 2019 10:26

У входа в театр "Особняк" толпилась большая группа с белыми листами размера А4. Оказалось, что это не была подготовка к флешмобу, просто пришёл целый школьный класс с распечатанными электронными билетами на спектакль "Комната Герды" - тот самый, который только что занял призовое место в Фестивале моноспектаклей "Монокль", умудрившись при этом парадоксально получить два диплома (диплом вручают актёру, который в моноспектакле по определению один). В зале переаншлаг - забито всё и дополнительные несколько рядов тоже. Казалось, школьников подавляющее большинство. Или меньшинство, но тоже подавляющее. Спектакль придётся смотреть, ощущая рядом тычки, шепот, смешки вперемешку с фразой "Ещё услышу, в лоб получите". К школьникам, сидевшим рядом со мной, подошла школьная дама и тихо проговорила: "Смотрите внимательно, вспоминайте рассказ, запоминайте все ассоциации и образы, которые вы увидите, как они показаны.". И тут я хлопнул себя по голове: "Ай, я балда! Я же на Яну Тумину пришёл, а сказку не перечитал! Ну, как так!". К счастью, начало спектакля задерживалось, и я успел нагуглить и прочитать краткое изложение всех 7 рассказов. Не зря.




С творчеством Яны Туминой я познакомился впервые как раз в театре "Особняк" года три назад - смотрите "Корабль Экзюпери". Напомню, что театр назвали "Особняком" неспроста - он на тот момент ставил особенные постановки вне тогдашнего театрального мейнстрима, и располагался тоже в особом отдалённом от Ленинграда-театрального места - в конце Каменноостровского проспекта. Но времена меняются, сейчас "особенные" постановки ставят везде - ту же Яну Тумину я смотрел и в Комик-Тресте на Васильевском, и в Театре на Литейном.
2


Тогда, несколько лет назад, мне "Особняк" и Яна Тумина не зашли. Я просто не умел "их готовить". Спектакли Яны Туминой, как правило, нужно смотреть хорошо зная литературную основу. Да, "Гетакомба. Блокадный дневник" не так требователен к этому, но просто потому что с блокадным контекстом мы все так или иначе знакомы. Поэтому классная руководительница была права. Впрочем, конкретно в этом спектакле есть одна большая особенность.
3


Начало постановки очень напомнило другой спектакль Комик-Треста: "Белую историю". На сцене оказалось сложно-трансформируемая конструкция в виде комнаты с тремя стенами и актриса в интересном костюме. "Белая истрия" тоже началась с большой метаморфозы - преображения целой белой горы в платье. "Белая история" - отличный образчик т.н. физического театра, в котором вместо диалогов используются визуальные эффекты, а периодические контакты со зрительным залом создают впечатление участия в действе. И в "Комнате Герды" так примерно всё в начале и было.
4


Это спектакль -  чудесная трансформация, блестящая фантазия. Очень вычурно и интересно рассказывается сказка. Мне даже хочется использовать слово аттракцион, но непременно с определением "умный", потому что обычно под аттракционом в отношении искусства подразумевается действие, где зритель получает удовольствие в первую очередь от визуальной картинки, а не от содержания. Здесь удалось совместить.
5


Но, вдруг, после пластического и кукольного театра, актриса - Алиса Олейник перешла к прозе. Да, простым и понятным текстом начала, например, рассказывать розам, как она ищет и всё не найдёт своего брата Кая, и какие сложности она уже преодолела. То есть фактически пересказывает то, что только было показано. Я несколько опешил. Это как если бы опера или балет прерывались на речевые пояснения - актёры подходили бы к микрофону и поясняли, что они только что спели или станцевали. Я утрирую, конечно, но тем не менее.
6


Да и вообще так, конечно, становилось намного понятней для тех, кто слабо знал сюжет. Да и в целом походило на такую небольшую передышку - после сложного театра ассоциаций, метафор и символов, действие выруливало в тихую гавань драматического спектакля. "Постояло немного и снова пошло".
7


А сцена с бандиткой (воспользуюсь модным сейчас явлением феминитивов) вообще словно с детского утренника сошла. Зал сразу оживился, загоготал, заулыбался, стали слышны совсем маленькие зрители в первом ряду. Характерно при этом, что разбойница чаще всего повторяла фразу "Понятно теперь!". Да, вот когда показывают так просто: понятную разбойницу, которая смотрит кино на стене (показанное в технике теней), в котором Герда просто разговаривает с Оленем; рассказывая ему, зачем она здесь, а тот ей отвечает, куда ей следует пойти, но атаманша их всё равно не пустит. Да, так понятно всё.
7


8


Я долго, в том числе и после спектакля, не мог понять хорошо ли это. Решил, что для детей это точно хорошо - а спектакль позиционируется именно как "семейный спектакль, зрителям от 7-ми до 11-ти лет". Но, вообще это хорошо и для взрослого зрителя, который только начинает смотреть такие постановки пластичного, кукольного, физического театра. Яна Тумина может обойтись и без этого, но тут сделала такую адаптацию. Возвращаясь к примеру с оперой и балетом, да, прервать можно, но сложно, если сделать это аккуратно и органично. Тумина справилась.
9


Примерно за 90 минут зритель увидит, наверное, миллион самых разных преображений, картин, трансформаций, сделанных в самых разных техниках. Это очень зрелищно и умно. Ещё раз актриса Алиса Олейник.
10


11


Как я уже сказал, Диплома в "Монокле" дали два. Второй актёр - это Дмитрий Чупахин - кукольник, актёр БТК и Театра Малыщицкого. Но его видно только на поклонах - всё остальное время он проводит по другою сторону стен Комнаты, приводя в движение все возможные механизмы.
12


Иногда из стены появляются руки, ноги, другие части тела с которыми Герда здоровается или борется, например.
13


Дмитрий управляет ещё куклами, которые появляются из этих стен - вороном, например.
14


А также незаметно перехватывает от Алисы её куклы, благодаря чему создаётся удивительный эффект. Вот Герда знакомится с Чародейкой...
15


Чародейка говорит, исполняет свою роль...
16


потом ведёт диалог с девочкой. Это показывается всё очень живо и органично, хотя умом и понимаешь, что это всё один человек, но кажется что разные сущности.
17


а потом раз, эти сущности и физически разделяются - это Дмитрий перехватывает инициативу. Поэтому функция у него не только техническая, и Дмитрий заслуженно был отмечен не только "Моноклем", но и номинацией "Золотой Маски". Спектакль вообще был номинирован множество раз в "Золотой маске" и "Золотом софите".
18


Кукол вообще в спектакле много самых разных. Так эпизод с путешествием Герды на Олене в Лапландию показали с помощью маленьких кукол и ширмы с шалью. Получилось смешно и динамично.
19


Ведунья-лапландка ростовая кукла
20


Трансформируется даже причёска
21-22-23






Очень разнообразный свет, очень разнообразная и хорошо подобранная музыка. В сцене с розами по-моему даже звучит ханг.
24


25


И ещё 100500 самых разных спецэффектов.
26


Итоговый балл.
Сценарий - 10/10
Режиссура - 10/10
27


Актёрское мастерство - 10/10
28


Свет - 6/6.
Звук - 6/6.
29


Декорации, реквизит, костюмы - 6/6.
30


В итоге, конечно, высший бал "ЗОЛОТОЙ АПЕЛЬСИН". Непременно рекомендую посмотреть этот увлекательный и умный аттракцион и не обязательно с детьми.
31


моноспектакль, театр, куклы

Previous post Next post
Up