Как устроено электродепо, на примере исторического, самого первого депо в Автово, какие поезда находятся в депо, а так же рассказ про Ретро-состав и трофейный поезд.
Техническим термином депо в Автово называется ТЧ-1. ТЧ - означает "Тяговая часть", читай локомотивное депо. Здесь обслуживают метропоезда, производят мелкий, текущий ремонт. Кроме того, поезда здесь отстаиваются. Кстати, крупный ремонт осуществляется на ТЧ-2 "Дачное" расположенное буквально на этой же территории - слева исторического здания ТЧ-1, которое видно на этой фотографии.Это единственное ремонтное депо в Петербурге. А эксплуатационных ТЧ сейчас 6, но скоро, с открытием участка до станции "Шушары" будет 7.
Первой веткой (вообще, правильно говорить "линией") метро Ленинграда был участок пл.Восстания-Автово именно поэтому первое депо построенное тогда же в 1955 году и располагается за станцией "Автово". Со временем получилась уникальная ситуация - после постройки станций "Ленинский проспект "и "Проспект Ветеранов" депо оказалось внутри ветки. Историческое здание сохранилось в своём первоначальном виде. Ну. почти - белые стеклопакеты и "бородавка" кондиционера немного смущают, но за сохранение исторической вывески спасибо. Какой шрифт! Видно, что первоначально в ТЧ-1 было всего 2 нефа (ворот).
2
А это портал туннеля соединительной ветки, он же рампа туннеля. Отсюда в депо попадают из под земли все поезда и наоборот. Все пишут, что здесь снимали эпизод "Шерлока Холмса" упомяну и я об этом.
3
Далее от рампы пути расходятся так называемым веером по нефам депо. Всего 45 нефов не считая двух в историческом здании, которые уже не используются по прямому назначению.
4
Пути в ангарах ожидаемо переходят в канавы. Интересно, что основание канав арочное, что позволяет перемещаться между ними не выходя наверх. Красные "шляпки" на снимки это кожухи. Дело в том, что в депо поезда перемещаются не по наземному контактному рельсу (их хорошо видно на предыдущих снимках), а по рельсу расположенному наверху - обратите внимание на двутавровый рельс сверху. К нему цепляется тележка, которую тянется за составом. К тележке подключен кабель, который вторым концом надевается на штатный токосъёмник вагона и для изоляции вся эта конструкция закрывается вот этим красным кожухом.
5
В конце пути. Сейчас ТЧ-1 вместе с ТЧ-4 Северное в Девяткино обслуживают только поезда своей Красной линии. А исторически здесь обслуживались и составы с Московско-Петроградской ( с 1961-72 года) и Невско-Василеостровской линий (1967-79 года) пока на них не появились свои депо. То есть пять лет, с 1967 по 1972 год, депо обслуживало все три линии - это ещё одна уникальная особенность.
По типам подвижного состава сейчас это кроме новичка "Юбилейного", модернизированные и обновлённые вагоны "Е" (ЕМ, Ем-501 и др.) На фото вагон №6978 - Ема-502 1978 года постройки.
6
А это вагон "Е" не модернизированный, а как есть с жёлтым линкрустом! Недавно думал, хорошо бы прокатиться на таком с мягкими сидениями. Но, на линии таких уже нет.
7
Помните такой шрифт? В депо ностальгические впечатления сильно смазаны - освещение не то. В вагоне не горят жёлтые лампы накаливания в светильниках, освещение наоборот естественное наружное.
8
Но, прокатиться на таком составе возможность есть! Это так называемый "Ретро-состав". Здесь вагоны превратили в музейные, снабдили стендами с информацией о метрополитене вообще, его историей, типами станций, вагонов.
9
Записаться на поездку можно на сайте Метрополитена:
http://dosug.metro.spb.ru/retro-train/10
Кабина машиниста "Ретро-состава"
11
12
А это немецкий трофейный вагон метро. Ну, как немецкий, модернизированный под нашу колею и высоту платформы и не только. Тип В. Оказывается, в 1946 году мы вывезти в качестве трофеев из Берлина 120 вагонов метро. Почти все эксплуатировались в Москве (а где ещё?), но 6 в 60-е отправили в Ленинград. Под пассажирами они не ходили, были дефектоскопами, электровозами, пылесосами. Вот именно пылесос, вагон 156 и восстановили под первоначальный (берлинский вид).
13
Составы собственным ходом перегнали до границ с СССР (на буксире, конечно). Потом перегружали на грузовые платформы. Машинистам в метро они очень нравились, были комфортней наших. И в целом этот опыт дал большой толчок к развитию метровагоностроению в СССР. Ну и цвет шикарный.
14
Тележка на заклёпках.
15
А внутри вагон сейчас такой весь деревянный, уютный отделанный дубом и буком. Но, такого состава москвичи не видели. У немецких вагонах менялась внутренняя обшивка с деревянной на жёлтый линкруст, обивка сидений и прочее. Двери тоже становились полностью автоматическими - в Берлине машинист только снимали блокировку с дверей, а открывали их сами пассажиры.
В планах метрополитена есть организация большого музея метро по примеру железнодорожного. Предварительно, это может произойти на базу ТЧ-6 (Парнас), там относительно много места. Но, с исторической точки зрения это нужно делать здесь - в Автово. Тода этот вагон станет доступен для обзора широкой публике.
16
В ТЧ обслуживают поезда, произодят текущий мелкий ремонт. Это. например, станок для обточки колёсных пар на ходу.
17
Несколько технических деталей.
Автосцепка Шарфенберга ("Шарф") обеспечивающее одновременное механическое сцепление вагонов и подключение электроцепей. В нашем метро появилась как раз благодаря трофейным берлинским вагонам. Кроме метро такой вид сцепки применяется на
"Сапсанах"18
Тележка с токосъёмниками.
19
20
В депо так же находятся препарированные узлы, возможно для обучение курсантов.
21
22
Собственно мотор-колесо.
23
Помимо модеризированных Ешек и "Юбилейных" в депо находится множесво уже списанных с линии составов, но переоборудованных под хозяйственные нужды. Слева элетровоз, они всегла в такой "ленгазовской" раскраске.
24
А это мотовоз.
25