Метропоезд "Юбилейный"

Feb 28, 2018 09:09

В Петербургском метро, а если точнее, то в метродепо "Автово" обслуживающее Красную ветку, пополнение - пришёл на приёмку первый из 10 запланированных на 2018-й год составов типа "Юбилейный". Это не новинка для нашего метро - несколько таких составов уже ездит по Красной линии, ещё больше их на Зелёной. Увы, я по Зелёной езжу нечасто, хотя и удалось мне однажды прокатиться не просто на "Юбилейном", а на тематическом составе "Дворцы России". Поэтому предложение о детальном знакомстве с новейшим метропоездом и участии в его испытаниях принял не раздумывая. Более того, в недрах депо обнаружилось много чего ещё интересного.





"Юбилейный" - название в честь 60-летия нашего метро. Это история конкуренции. По техническому заданию метрополитен в 2014 году планировал закупить новые составы с асинхронным тяговым приводом. Такие уже в эксплуатации были (и сейчас есть) на Зелёной же ветке. Это составы "НеВа" названные по НЕвско-ВАсилеоостровской (Зелёной) линии. История у "НеВы" долгая и сложная, но в итоге получился совместный проект Вагонмаша (Вагоностроительного завода имени Егорова, изначально выпускающего вагоны для нашего метро) и «Škoda Transportation s.r.o.». В начале 10-х "Вагонмаш" окончательно обанкротили, распродали недособранные вагоны, а территорию по Московскому проспекту отдали под застройку. Но, юридически "Вагонмаш" сохранился и продолжает выпускать "НеВу", но уже на мощностях Кировского завода совместно с чехами.
2


Старичок Ема-502 (1978 г.) слева и новичок "Юбилейный" (2018 г.) справа
Тогда же в 2014 году российско-чешское СП проиграло аукцион. Победил концерт "Трансмаш" который под своё крыло собрал множество вагоностроительных заводов по всей России, включая Мытищинский (лидера метровагоностроения) и наш Октябрьский электровагоноремонтный завод (ОЭВРЗ). ОЭВРЗ чуть ранее уже делал попытку поставки к нам в метро составов, но со своим проектом "Ладога". Тогда "Ладога" проиграла "НеВе". Опыт учли и с учётом требований заказчика ОЭВРЗ совместно Мытищинским вагоностроительным заводом, модернизировали конструкцию московской "Яузы" (тогда, как в основе "НеВы" изначально была модель "Казань"). Так и получился поезд "Юбилейный", потому что первый состав был построен в 2015 году. И согласно контракту до конца 2016 года были поставлены ещё 10 сине-черных составов.

Правда, на Красной линии эксплуатируются красные поезда и отличие от сине-черных у них не только в окраске. Здесь немного иная оптика, увеличенная высота стёкол дверей, немного другая планировка и отделка салона с малиново-бежевым цветовым решением. Таких составов пока 8, этот 9-й, до конца года будет ещё 9.
3


Итак, чем же хорош "Юбилейный". Если коротко, то всем. Это новое поколение поездов. Для пассажиров самое наглядное и заметное отличие, кроме нового интерьера, это отсутствие обычной притяжной вентиляции через черпаки на крыше, обновлённая навигация, плавный ход и, наверное, самое важное - внутри вагона заметно тише. Так же скоро стал заметен изменённый дверной привод. Ранее двери приводила в движение пневматика, и когда кто-то застревал в дверях, то их можно было немного отжать. Сейчас же привод полностью электрический, как в лифте, но в оличие от лифта алгоритм привода не подразумевает в случае возникновения припятствия откатываться назад. Иначе состав долго не смог бы тронуться с места и график на линии был бы сбит. Дверь должна немного двинуться назад, а потом продолжить закрытие. Но, пассажиры не всегда согласны с этим, из-за чего первые пару лет и были связаны сбои "Юбилейного" в подземке. Сейчас алгоритм подправили - это исключительно вопрос программного обеспечения.
4


тематический состав "Дворцы Петербурга" на базе поезда "Юбилейный" курсирующий по Зелёной ветке
С технической стороны, это цельнометаллический корпус из нержавейки, 4 асинхронных двигателя (на каждом моторном вагоне) Hitachi по 680 кВт каждый, новое программное обеспечение и вообще большая и полная компьютеризация. Любителям цифр на заметку - 2138 человек стоя может перевезти 8-вагонный состав (я думаю, что и с большим числом справится).
5


Для машиниста здесь самое комфортное рабочее место. Сиденье с вибропоглощением переместили к середине (по продольной оси), кабина стала больше по размерам, просторней. Управление скоростью осуществляется черным рычагом справа - бесступенчатым контроллером.
6


На центральных мониторах наглядно выводится информация о состоянии систем поезда, состоянии дверей в вагонах, информация о маршруте, навигация и прочее.
7


Зеркала не только с электроприводом, но и электроподогревом. Здесь можно обойтись и без зеркал. В составе полно камер, как снаружи так и изнутри в каждом вагоне. Информация с них и управление ими ведётся с "БЛОКА МОНИТОРА" с сенсорным экраном с интуитивно понятным интерфейсом.
8


Здесь в Автово сейчас проходит второй этап технической приёмки состава после его производсва на ОЭВРЗ. Задача обкатать сначала поезд в депо, проверить его в разных аварийных и тестовых режимах, а потом совершить 100 километровую обкатку на линии. После этого можно будет поставить на маршрут "под пассажиров".
9


А первый период приёмки происходит ещё на заводе. Интересно, что специалисты метрополитена не принимают уже готовое изделие, а осуществляют ревизию в течение всего производственного цикла постройки поезда. Для этого 2 контролёра регулярно посещают завод, где совместно с местным ОТК проверяется соответствие техзаданию, стандартам, качество покраски, сварных швов, исправности подвагонного, внутрисалонного и прочего оборудования, комплектности и прочее. Также габариты состава обмеряются лазерным тахеометром, после чего моделируется его положение в габаритах тоннеля.
10


Олег Синельщиков, инспектор-приемщик аппарата главного ревизора по безопасности движения Петербургского метрополитена
Отрадно заметить, что пресс-служба метрополитена позвала журналистов в депо Автово (ТЧ-1), не как на демонстрацию чего-то редкого и уникального, а как показ в целом рутинной процедуры в последние годы - приёмку нового поезда. Да, грядущий чемпионат мира по футболу здорово помог в развитии всему нашему метрополитену, но обновляется и развивается метро не только из-за него. На Зелёную, ключевую для Чемпионата ветку, продолжат поступать такие же современные составы "НеВа" (15 составов за 2017-2018 гг.), а так же "Юбилейный" в "зелёной" модификации (27 поездов за 2017-2018 гг.). На, Красную, повторюсь, в этом году поступит ещё 8 "Юбилейных".
Плавные, тихие, новенькие - что ещё нужно? Вай-фай? Так он уже в метро есть!

Про само историческое метродепо ТЧ-1 "Автово" и исторические составы метро, включая трофейный тип В, читайте через несколько дней! Не переключайтесь!
11


производство

Previous post Next post
Up