Кто катался на "Метеорах" и "Ракетах"? Все катались. А чьи двигатели установлены на них? Двигатели - дизели - изготавливали на машиностроительном заводе "Звезда". "Звезда", расположенная в Невском районе Петербурга, как раз и специализируется на производстве высокооборотистых дизелей для самых разных целей.
Нечастый и интересный случай когда название предприятие дано по конструктивной особенности производимого им продукта. Действительно, в основе дизелей находится звездообразная конструкция, которая в процессе сборки постепенно обрастает блоком цилиндров, головкой блока,
цилиндрами, распредвалами, коленвалами, навесным оборудованием
и получается вот такой вот агрегат (М-503Б для морских тральщиков проекта 266)
Вот на "Звезде" и занимаются проектированием, разработкой и полным циклом производства дизелей, а так же судовых редукторов включая и литейное производство.
Но, история завода начиналась немного с другого. Вообще это "дочка" Обуховского завода, а точнее завода "Большевик". Ещё до Революции в 1904 году "Обуховский завод " купил эту территорию с целью развития производства. Но, производственных корпусов здесь не появилось вплоть до тридцатых годов В 1932 году опытное производство "Большевика" производящего лёгкие ткани стало самостоятельным и стало называться "Заводом №174", а после "Ленинградским машиностроительным заводом им. К.Е.Ворошилова". В те времена это было единственное предприятие в Союзе выпускающее только танки. По-этому находящийся на постаменте танк Т-34-85, это не просто шаблонный памятник ВОВ, а реальный памятный героический след который оставил коллектив завода в военные годы. Танки завод производил до и после снятия блокады (30 штук в начале и до 300 штук в месяц в конце войны), а в блокадном городе здесь делались мины.
К слову о территории. которая у завода огромна - посмотрите на карту города - от улицы Бабушкина до ж/д линии очень большой участок. Сейчас территория используется не полностью, объём производства значительно меньше, чем в советские годы. Но, примечательно. что администрация завода придерживается политики сдачи территории в аренду только производственным компаниям. Для этих целей был образован "Индустриальный парк" в который входит Foreman производящая оборудование для фитнеса, "Nissan-Renault" с производством некоторых комплектующих и другие
По территории в своё время была проложена собственная ж/д линия для подвоза материалов и связи между цехами. Но, как точно подметил Сергей
periskop уже примерно лет 12 эта линия не используется
На этой территории есть классические памятники - помимо Т-34, это памятник рабочим завода погибшим в годы войны. Якоря символизируют сторожевой корабль "Конструктор" эвакуирующих заводчан с семьями "150-ти заводчанам и их родным, погибшим при эвакуации на корабле "Конструктор" во время налета немецко-фашистской авиации. Ладожское озеро, 4 ноября 1941 года". Справедливости добавим, что так же погибло 30 членов экипажа.
А так же расположены здесь и интересные реликтовые артефакты советской эпохи, которые сейчас выглядят очень специфично.
А у здания ЦДГУ вообще паноптикум
без комментариев (но, здорово и по-хорошему улыбнуло)
Я думаю на такое творчество вполне позитивно отреагировали бы потомки заводчан работающих на предприятие 50 лет назад. Тогда, в год 50-летия Октября они написали большую книгу "Краткая история завода "Звезда" вместе с "Письмом потомкам" которую поместили в "Капсулу времени". Об этом интересном документе эпохе я отдельно расскажу.
И про само производство. Перепрофилирование завода на выпуск дизелей произошло через некоторое время после войны. Сейчас здесь производят не только дизели для судов, но и дизель-генераторы, дизельные электростанции (установлены в 9 больницах Петербурга, Дворце Конгрессов в Стрельне, ГосДуме, ЦБ РФ и др), редукторы. Большая доля потребителей военные. 90% скоростных военных судов оснащены силовой установкой произведённой на "Звезде".
Цех по сборке и пуско-наладке готовой продукции.
Интересно, что двигатели для военных окрашиваются в жёлтый цвет, а гражданские в синий и прочие.
Игорь Николаевич Романов - испытатель двигателей СИК в матрице
kareliya_piter Работа по пуско-наладке, испытанию не из лёгких - шумы, вибрации. И двигатель может на испытаниях разлететься (такого ещё не было, но...). Стендовые испытания длятся от 1 суток до двух, после чего дизель полностью разбирают, проверяют и только после этого отправляют заказчику.
Интересный факт - на заводе не избавились от коммунистических следов в интерьере. Сейчас, когда уже прошло четверть века с момента распада Союза этот смотрится как интересный исторический документ. Хорошо, что активная декоммунизация до сюда не добралась.
Это стенд уже в другом цеху - модельном.
Передовики блогеры
balu97 и
@damedvedev
Модельный цех производит двоякое впечатление. Как и что здесь делают я подробно описывал в статье про
"Невский машиностроительный завод" - суть модельного производства здесь такая же.
Из дерева делают модели будущих деталей, которые потом передаются в "литейку" где из них делают формы для литья из которых уже и отливают готовые детали.
Работа не из простых требующая хорошего пространственного воображения.
Но, увы, здесь не пока не произошла модернизация и нет 5-координационных станков. Не слышали мы и про программистов 3D-моделирования. Делается всё пока как и раньше в ручную.
А работа очень кропотливая
и иногда долгое - вот эту модель дизеля делали больше года, очень много мелких деталей.
Руководит цехом Александр Александрович Шарапов удивительный человек. 75 лет (возможно, участвовал в написании "Письма потомкам" в 1967 году!), а по прежнему очень активно работает.
А вот цех редукторного производства наоборот новый с иголочки и наисовременнейший.
"Звезда" является головным разработчиком и производителем судовых редукторных передач. Этот новый цех появился благодаря политики импортозамещения - буквально по распоряжению Путина обеспечить редукторными передачами всех типов кораблей ВМФ России. До этого частично они производились на Украине на заводе "Зоря-Машпроект." из Николаева. Как следствие, государство инвестировало сюда 3 млрд рублей и ещё 1 миллиард собственных средств ПАО "Звезда"
И в январе 2017 года был открыт этот новый производственный участок. 10 новых немецких, чешских, швейцарских металлообрабатывающих и измерительных станков.
Горизонтально-расточный станок TOS
Андрей Точилин - начальник участка механо-сборочного комплекса и Сергей Фефилов - оператор станков с ПО. К слову о заработках на заводе. Большая часть рабочих на сделке (но не все, в модельном цеху оклад 25-35 тыс., например). У рабочих и техников "зэпе" от 20 000 и до 150 000 (при соответствующих заказах). Операторы станков с ЧПУ получают 80-120 тысяч.
Завод сейчас в целом находится на подъёме, хотя до советских объёмов очень далеко. В портфеле завода сейчас заказов на 5,5 млрд. рублей, что хватит года на два или в 6 раз меньше чем в СССР.
Благодарю за организацию визита
spbblog и генерального куратора проекта "Закулисье профессий" компанию
HeadHunter. Отдельное спасибо коллективу завода за проведённую экскурсию и ответы на вопросы.