Потрясающая история про детское образование -
"Университет детей". Я не часто пишу в превосходной степени, но то что я увидел в субботу в Политехе считаю очень крутым и правильным.
Сама идея на бумаге (читай на сайте) выглядела многообещающе и перспективно. Цитата:
1. помогаем детям попасть в мир науки и высшего образования, не дожидаясь окончания школы;
2. показываем детям, что наука - это интересно;
3. даем детям возможность задавать вопросы, выдвигать гипотезы, ставить опыты, проводить эксперименты, искать ответы;
4. предлагаем не разовые занятия, а комплексное дополнительное образование.
И что важно - всё это в прославленных наукой местах: Политехническом университете, ИТМО, ВШЭ. Убеждён в очень важном влиянии формы на процесс. Одно только нахождение ребёнка в стенах таких заведений с их кафедрами, а так же архитектурой настраивает на учебный процесс и приобщает к знаниям.
А теперь добавьте к этому компоненту собственно сам учебный процесс построенный современно и интересно. Звучит перспективно.
Для моего сына первоклассника предназначено первое направление Университета "Энергия". Цели понятны и логичны: вызвать интерес у детей к науке и популярным и простым языком рассказать им про химию, биологию, технику и прочее.
Вот "Почему вода мокрая?". С этим помогла детям разобраться Марина Викторовна Католикова - преподаватель Большого Университета и гидробиолог. Это авторская программа Марины Викторовны. Сам внешний образ Марины был таким весёлым и хулиганистым, далёким от чопорного академизма. "Случайность? Не думаю!" - потому, что после лекции был бонус, который подтверждает мою гипотезу.
Детей с первый минут настраивают на серьёзный лад: объявляют правила поведения на лекциях, обращаются к ним на "Вы", называют их коллегами и студентами. У тех, кто записан на весь абонемент имеются бейджи и зачётные книжки. Всё по взрослому!
Ну, не всё по взрослому - сама лекция, конечно, весёлая, с огурцами. Самый очевидный способ показать. что многое в природе состоит из воды, например, огурец. это выжать этот огурец.
И таких всяких-разных "прибамбасов" для научных весёлых опытов на столе было предостаточно.
В процессе поиска ответа на главный вопрос дошли даже до пространственной модели формулы воды. Это пишется так сложно, а в лекции это лягушка (см. заглавное фото). Или Микки Маус который был прилеплен к футболкам ассистентов. И прикреплен не просто так. Вы думаете это они просто так в ряд выстроились взявшись за руку. Это они показывают структуру воды, межмолекулярные связи. Сейчас включат музыку и "молекулы" запрыгают демонстрируя колебания. А когда из носика чайника пойдёт пар, "молекулы" разбегутся показывая нахождение молекул воды в газообразном агрегатном состоянии.
А сейчас идёт объяснение почему вода не разлетается. А то что течёт вниз, так это только гравитация - демонстрируют видео с МКС, где вода течёт во все стороны, но благодаря тому что "молекулы держаться за руки" не распадается.
Так почему вода мокрая? Она не мокрая - вот правильный ответ и рассказывают про гидрофильность и гидрофобность детским языком. Пословицу "Как с гуся вода" демонстрируют буквально - поливая на макет гуся воду.
А дети что?
Лес рук! Активность и заинтересованность аудитории была на высоком уровне.
Что впрочем не помешало на выходе провести опрос по получению обратной связи.
Результат.
Но, внезапно, оказалось, что это ещё не всё. Факультативно ещё можно было остаться на некую "Дискуссию". И этот бонус, просто бомба - мне он понравился едва ли не больше собственно лекции. "Дискуссия" проходила в другой аудитории - Аудитории профессора Ивана Ивановича Иванова. Не знаю заслуги этого человека, но аудитория была самой обычной студенческой, видавшей виды и студентов.
А вот преподаватель, Сергей Гаврилов, как будто сошёл с рекламного проспекта барбер шопа.
Для начала студентам объяснили, что такое дискуссия и зачем вообще она нужна. Это повторение пройденного и при необходимости обсуждение, дискуссия отдельных моментов. Сергей спросил коллег, что они узнали о воде, записав ключевые моменты на флипчарте.
С:А какая формула у воды?
Д: Аш два о (нестройный хор)
С: Так запишем, правильно?
Один мальчик: Да, только 2 сверху!
Пауза
С: Ну, давай пока так оставим!
А после по желанию дети разбились на группы в которых "защищали" выбранную тему.
7 человек, правда, по группам не разошлись и с ними Сергей отдельно обсудил материал после чего они принялись рисовать агрегатные состояния воды на флипчарте.
Сергей назвал результат современным искусством. В общем Сергей был прекрасен )
Между тем в группах "кипела работа"
Результаты
При выступлениях Сергей оценивал и слаженность, командную работу, хвалил студентов за это.
Это очень крутая вещь - детей с первого класса приучают одновременно к критическому мышлению, изложению собственных мыслей, работе в команде. Я такую форму проходил только в 10-11 классе и в послевузовском обучении.
Сергей Гаврилов оказался не преподавателем вуза, а бизнес-тренером, преподавателем "Федерации дебатов". После того, как я это узнал, подход к занятию стал понятен. И это очень здорово, что Детский Университет приглашает именно таких лекторов как Сергей и Марина Католикова в свои программы.
В итоге, честное слово, один позитив у меня, супруги и собственно ребёнка. Из негатива только очередное сожаление, что в школах занимаются всё же чем-то не тем. Но, это уже другая история. Сам подход - весело и просто о сложном, конечно не уникален - сечас множество частных кружков, школ, репетиторов работают именно так. Здесь стоит только отметить хорошую реализацию этого подхода. Но, проводить такие занятия в аудиториях вузов первой величины -бесценно!