Jan 09, 2012 14:36
Вот. Христианство. Нет, даже возьмём уже - православие.
Само название религии меня настораживает, причём давно. И правильно - «Википедия» говорит, что дословно с греческого, название религии переводится как «правильное суждение», и название «православие» в этом плане не далеко отошло от буквального перевода. И получаем однозначно категоричную позицию - «наше учение правильное - остальные нет». И когда эта сентенция заложена уже в названии, то странно было бы полагать, что в самом учении она вдруг куда-то пропадёт. Извиняйте, поленюсь копать молитвослов за точной цитатой, но есть, есть такая, вполне распространённая молитва, в которой идёт перечисление всех тех, кого молящийся просит помиловать, начиная с близких - поимённо, а заканчивая так: "и всех православных христиан". Ну, и что это такое? Я бы сказала, что нацизм. Религиозный нацизм. А если без привязки к именованию и терминам, то просто нарушение заповеди "возлюби ближнего своего". Но, что заповедь и молитва не стыкуются - это ладно, это просто непоследовательность внутри учения, оно и понятно, люди записывали-переписывали, чего-то напутали - обычное, в общем, дело...А вот отрицание единства вселенной, которое, таким образом, очень здорово закрепляется на уровне вполне фундаментальном - это уже серьёзно. И последствий тут не огрести, что мы ежедневно и наблюдаем.
Всё ведь в человековой жизни зависит от мировоззренческой основы…и притча про этот самый фундамент на котором строится, а в дальнейшем и держится "вера", т.е. картина мира, в учении присутствует...получается - закладывается фундамент с сепаратистской гнилью…и так испокон веков...естественно, сейчас нам кажется, что это неотъемлемая черта человеческой природы…но, согласитесь, черта-то не благообразная и нет такого, что тот косяк признаётся - он тщательно замалчивается и кредо одно "кто не с нами - тот против нас". Дескать, вот, да, всех мы любим, только кроме этих, этих, этих и ещё воон тех!
Да, а что, кстати, может означать это "люби"? Понятно, что прям любить их всех не потянешь, но, принимая во внимание факт, что психическая энергия (мысль) вещь вполне реально существующая, получается, просто не думай о них плохо, можешь даже вообще никак о них не думать - уже большим молодцом будешь - т.к., чем меньше от тебя мусора, тем лучше и легче миру, который ведь целый, единый организм. Конечно, если будешь активно думать о всех хорошо - будет только лучше, но - это высший пилотаж, а учиться-то начинают с азбуки, а у нас тут получается, что из азбуки половину алфавита переврали, или просто перепутали...хотя, конечно, больше похоже, что всё делалось сознательно и намеренно.
Заставляет задуматься ещё такое воззрение - наличие бесов снаружи - НЕ ВНУТРИ - и призыв не пускать их к себе в душу. И получается что? Получается - окружающий мир мне враг, контакты с ним надо свести к минимуму, оградиться от него, потому что я вот сейчас такой хороший, чистый-вымытый, а оттуда раааз! и набежит ко мне куча всякой пакости..а на деле? Вот, если кто пробовал долго находиться с собой наедине (по честному так: без компа, инета, смсок и прочего подобного), тот знает, сколько всего тогда открывается и изнутри тебя лезет, так что искусство это - быть наедине с собой и честно, по сравнению с этим, внешние искушения - это ерунда, детский лепет. Но, это ладно, понятно ведь, что начинать надо с азов, так что борьбу с "внешним врагом" можно к этим азам и причислить. Главное тут то, что перемещением "зла" из нутра человека во внешний мир, с него снимается базовая, основная для духовного развития вещь - ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
И это не единственный способ, которым христианство притупляет в человеке чувство ответственности, и даже не главный, главное - Бог, который карает или, наоборот, награждает, он снаружи. Не будешь выполнять предписанные ритуалы, ходить в церковь и всё, привет - тебя внесут в чёрный список и покарают, хотя, на словах могут утверждать совсем другое «про Бога в сердце». И Он личность, Он решает карать или награждать. Т.е., опять же, какие бы не начинать размышления о том, что личность Бога - это такая Сверхличность, которую человеку не постичь, поэтому и его все действия безошибочны и абсолютны...ну, вот, не знаю, личность убираем, называем Дао или Закон Кармы, и всё становиться гораздо прямее, и человеку возвращается непреложная необходимость осознавать свою ответственность, потому что судить его, т.е. оценивать и делать из этого выводы, никто не будет - в действие вступают безусловные силы и во всём, где накосячил, виноват сам - сунул руку в огонь - обжегся. Никто ведь, в здравом уме не подумает, что это огонь виноват. А с судом в человеческой психологии всегда так: он, если хороший, то справедливый, а что такое справедливость? Ага, категория насквозь личностно-человеческая, нет её объективно, для каждого она своя, соответственно и суд - вещь всегда несовершенная, субъективная, как бы там кто с присяжными не изгалялся.
А что ещё есть в системе: есть исповедь. На первый взгляд, вещь полезная и, вроде бы, должна способствовать пробуждению совести и осознанию ответственности, но, чаще выходит, что нет. Почему? Потому что она регулярная: как часто хочешь, так и ходишь и если ничего криминального не сделал, то тебе всё прощают - по мелочам вроде - так что об этом говорить? А нет. В результате получается, что сознание человека держится в состоянии глубокого детства. Он, как дитя, регулярно шалит (по мелочи нарушает религиозные предписания), потом, стоит в углу или получает незначительное наказание - ограничение (идёт на исповедь), получает полное прощение, и, конечно, шалит опять: себя-то пересилить и улучшить даже в мелочах гораздо сложнее, чем сходить на исповедь. Вот и втягивается человек в этот круговорот. Формируется у него прочное и качественное отсутствие потребности что-либо изменить. Изменить - это ведь стараться надо.
Так и получается, что незаметно, вкрадчиво, закрепляется маленький, мышиный мирок. У нас всё будет тихо и скромно, вести нас будет иллюзия того, что всё мы делаем правильно - мы ведь соблюдаем и то и это, свечки ставим, молитвы читаем, а пост если и едим торты, то только постные. Нет, отдельное восхищение тем, кто додумался делать постные торты - и денег зарабатывают ребята, да и ещё столько народу на чистую воду выводят - красавцы)))
Да, а ведь ещё есть замечательный дядя - духовник, который всё, что ни спросишь - объяснит, получается и думать самим не надо: пошёл - спросил - разъяснили. А что разъяснили - понятно что. Как системе надо, таков и ответ. Так что, с течением времени человек не то, что о чувстве ответственности забывает, но плюс к этому и думать разучивается.
А при этом примеры-то какие! Примеры и впрямь достойные, только они не примеры больше, а призрачные лики, которым можно поплакаться и пожаловаться. В лес жить за ними никто не пойдёт и картины чудными красками писать не будет, а будут только охать и ахать и чудеса друг-другу пересказывать и для себя чудо выпрашивать - дескать, сами немощные, помогииите...и нет, чтоб попытаться осознать свою причастность к происходящему и к чуду в том числе, попробовать задуматься о механизме взаимодействий, причин и следствий, о скрытых связях, пусть пока гипотетических, но возможностях...о том, что эти люди сами чудеса делали...трудно, архи сложно, кто бы спорил…но без такой позиции, что Я должен, а не древний дядя с картинки, ведь МНЕ нужно...какой без этого можно вести разговор о развитии?
Они-то стояли перед Вселенной, каждый сам, а не входили в гильдию тусклых, робких глаз и серых платков, изображающих смирение, а являющих собой позицию: "Я не буду думать, отказываюсь исследовать и анализировать, кругом бесы, искушения - я же пропаду!" А самое страшное то, что эта серая, многоликая химера уверена, что она поступает правильно, что ею свершается Благое Дело и отказывается от самоанализа, давно забыла, что такое посмотреть на себя настоящую. Не на форму, не на структуру, которой давно следует - на содержание…это грустно.
Да что там грустно - это катастрофа, когда человеку, который ищет духовности, дают клетку в комплекте с замком и ключом, который он вешает на шею и навсегда забывает о его существовании...ну, не верю я, что тот, кто приходил и чего-то знал, мог оставить такое вот неуклюжее, и страшное последствиями учение...хотя, мог плохо объяснить - это да, многие вещи вообще не объяснить, пока собственным опытом не выявишь...но остальные...хотя, что остальные? Обычные люди, которым нужна власть и нужны деньги - вот и получили то, что теперь именуем религией...где-то косяков больше, где-то меньше, а общая картина, всё равно, безрадостна. И чувство, что наша культура построена во многом на сентенции: "Тварь ли я дрожащая или право имею", - преследует неотступно.
Вот. Опять это "право". Нет, нееет. Основная ошибка здесь: не "право", но "ответственность"! Тот, кто думает, что имеет право, но не несёт ответственности - та же тварь, только дрожь свою спрятавшая под броню, отрастившая клыки и когти.
Осознание ответственности - это единственное, что может поднять из скопления дрожащих и грызущихся. Это трудно, но, иначе, в чём смысл? Только поняв, какую степень ответственности ты потянешь, можешь определить - на что имеешь право.
А как же хотелось жить легко, как кошка-хромоножка, которая самозабвенно гуляет сама по себе...но нет.
Из чувства ответственности рождается чувство уважения, уважения к миру. Вот, скажем, как ты бросишь мусор на землю, если ты её уважаешь?
Иногда мне хочется кричать. И на себя, в том числе. Люди, помните, что обругав того, который намусорил или сделал что-то ещё в подъезде, вы незамедлительно сделали то же, только не в мире грубой материи, а в пространстве, которое является тем же веществом, что и ваши мысли, чувства, сны, головная боль, беспокойство, паранойя...вся ваша жизнь. И, тогда, позвольте, кто навредил больше? И почему же мы так плохо живём? Так другого-то, пока не построили.
Пока каждый думает: "Раз он, то и я..." не изменить ничего. Власть, может быть, кажется где-то лучше, где-то на тех материках, где нас нет…но уедешь, а потом обнаружишь, что внутренний вой остался прежним…или нет, или всё-таки пройдёт, но это, когда жизнь станет, как у кроликов, как у коров. Материальная обеспеченность ведёт к прогрессу. До определённого уровня - да. Но пресыщение приводит к отуплению. На себе проверено.
Так что стараться нам ещё и стараться.
Лао Цзы писал: "Благополучие создаётся уважением". А нам ведь с таким скрипом удаётся уважать что-либо чуждое нам, непонятное, а в особенности, чужую свободу. Вот и замкнулся круг: ответственность - уважение - свобода.
Свободным может быть только тот, кто осознаёт свою ответственность.
Уважать чужую точку зрения может тот, кто свободен.
И было, было в православии то, что происходило из единства, из чувства ответственности, из общего ритма происходящего. Архитектура и иконопись - до 16-го века. Последним в живописи, а во многом, и первым, - был Рублёв - выразил то, о чём пишут даосы и поют буддисты, только в ритме форм, в линии, в красках. А древние архитекторы собрали всё чувство самости в храмах, вписали их в ритм земли.
О том, что пишут сейчас и строят в "нашей" "религиозной" "традиции" на мой взгляд говорить долго не имеет смысла - всё сказал Борис Борисович, давно, одной фразой: "Турки строят муляжи святой Руси за полчаса". Только вот ведь ещё что - турки эти называются православными и по национальности, чаще всего, русские.
P.S.: А мысль о том, что человек проходит практику на Земле лишь единожды - не кажется абсурдом? А то, что смерть - событие всецело скорбное - проявлением эгоизма и самоограниченности?
уважение,
православие,
ответственность,
свобода