2c9

Опыт, сын ошибок трудных... Где он?

Nov 13, 2012 13:04

В свете завязавшейся на пустом месте дискуссии  ( http://2c9.livejournal.com/4953.html  см комментарии ) о нашем опыте, полученном во время боевых действий во Вьетнаме, Корее и прочих Анголах, хочется указать оппонентам на результат такого опыта ярко описанный в нижеследующем посте. Надеюсь, что это не системный сбой, но какая-то эта надежда формальная тс,

В 1986 году на должность командира артиллерийского полка пришел полковник (не помню его фамилию к сожалению), замечательный командир, который в двух словах описал задачи полка в этой жизни: "все что здесь происходит направленно на то, что бы снаряд лег в цель". Где наш опыт всех предыдущих войн, где скорректированные боевые уставы и программы боевой подготовки, где "снаряд лег в цель"? Или "в консерватории" проблемы?

----
Оригинал взят у glockmeister в Реквием по "Новому облику" 2
Букв много, но все.на мой непрофессиональный взгляд - по делу.
И да, результаты стрельб потрясающие=)
___

Оригинал взят у shurigin в Реквием по "Новому облику" 2
Оригинал взят у dragon_first_ruв Еще немножко про "Кавказ-2012", или куда опять не пустили twowerа (Окончание)

Окончание.

Начало здесь:

http://dragon-first-ru.livejournal.com/39764.html
           Cледует отдать должное руководителям учения «Кавказ-2012».
           Особенно тем из них, кто осуществлял непосредственное руководство розыгрышем действий обучаемых войск. Естественно, если эти войска действовали на полигонах, которые расположены вдалеке от Раевского (где розыгрыш боевых действий, по сути, был превращен в  хорошо срежисированное милитари-шоу).
На полигоне «Ашулук» в ходе тренировок подразделений, принимавших участие в учении, командирам этих подразделений была практически предоставлена «свобода действий». То есть, противоборствующие стороны не ограничивались в способах боевых действий, были вынуждены вести реальную разведку, и изменять свои планы и боевые задачи, корректируя свои действия с учетом действий противника. При этом, каждый раз в ходе очередной тренировки «противники» стремились изыскать наиболее эффективный способ достижения цели боя, применяли хитроумные тактические приемы и вынуждены были учитывать реальные действия друг-друга. Что практически невозможно, при проведении, например, одностороннего учения.

То есть, обучаемые получили очень ценный опыт в виде практических действий войск и управления ими в условиях противоборства с реальным противником.

 Однако, целями тактических и, уж тем более, оперативных и стратегических учений является, не только предоставление возможности обучаемым по пять раз проверять свои решения в реальном столкновении с противником, пусть даже обозначенным действиями реальных войск.

Оценка любому подразделению за учение складывается из двух показателей:
  1. Тактические действия
  2. Поражение мишеней в ходе этапа с боевой стрельбой.

На первом этапе розыгрыша противоборствующие стороны действовали непосредственно друг против друга. Естественно, что огонь из СО, танковых пушек и вооружения БТР и БМД  при этом велся холостыми боеприпасами, а удары артиллерии и авиации - обозначались подрывом соответствующих полей имитации.

А вот на втором этапе 5 мотострелковой бригаде предстояло на участке боевой стрельбы последовательно «отстрелять» настоящими боеприпасами два эпизода: действия передового отряда в составе усиленной мотострелковой роты (в ночных условиях), а также атаку переднего края обороны противника усиленным мотострелковым батальоном (с утра следующего дня).

Именно эти два эпизода и должны были стать для подразделений бригады «высшей точкой» учения, которая, в общем-то, и определяет его результаты.

Как по первому, так и по второму показателю.

Итак. В 19.25 руководство учения и должностные лица управления бригады, работающие совместно с комбригом на передовом пункте управления заняли подготовленный в инженерном отношении пункт управления.

Примерно в это же время мотострелковая рота с танковым взводом, а также подразделения артиллерии, получив положенное количество боевых снарядов и патронов, заняли исходное положение.

К слову сказать, выполнение подобного рода задачи не должно являться для любого мотострелкового (танкового) подразделения чем-то необычным. Дело в том, полугодовой цикл боевого слаживания подразделений общевойсковых бригад, (обусловленный сокращением срока службы военнослужащих по призыву до одного года) должен включать  ПРОВЕДЕНИЕ НЕ МЕНЕЕ ДВУХ ротных тактических учений с каждой из рот бригады в течение одного учебного года.

Всего не менее 18-24 учений в год! Только в одной бригаде!

При этом этапы боевой стрельбы на трети из них должны проходить НОЧЬЮ.

То есть, при розыгрыше данного эпизода отыгрывалось достаточно рядовое (по своей сути) мероприятие боевой подготовки.

Вот только его проведение на полигоне «Ашулук» не было «отрепетировано». И проходило не под руководством командира батальона, как руководителя ротного тактического учения, а под управлением старшего участкового посредника в чине генерал-майора (начальника управления подготовки войск Восточного военного округа) Александра Перязева, и в присутствии Главнокомандующего Сухопутными войсками ВС РФ генерал-полковника Владимира Валентиновича Чиркина.

Но, ни в 19.30, ни в 19.40 этап не начался.

В 19.45  генералы, (которые естественно, знали сроки начала и общий план проведения  этап учения), позволили себе высказать некоторое недоумение. Пока еще в достаточно корректной вопросительной форме.

На что получили от подчиненных предельно краткий и исчерпывающий ответ: «Артиллерия не готова!»

После переноса начала этапа из-за неготовности артиллерии сначала на 20.00, потом на 20.15, потом на 20.30, собравшимся на пункте управления стало ясно, что увидеть результаты работы жрецов  «бога войны», сегодня явно не судьба.

Я не знаю, что послужило причиной отсутствия работы артиллерии на этом этапе. Честно.

Известно только, что для личного состава артиллерийского дивизиона, который должен был обеспечивать действия мотострелковой роты на этом этапе учения - выстрелы штатным снарядом должны были стать ПЕРВЫМИ В ЭТОМ ГОДУ!

За разговором, в ожидании начала огневой подготовки, один из генералов привел пример из военной истории - в ходе Манчжурской операции Советской Армии против японцев в августе 1945 года наступление наших войск на ряде участков начиналось без огневой подготовки. Для достижения внезапности и введения противника в заблуждение.
          Идея понравилась.
        И когда стало окончательно ясно, что хоть какого-то огня, (даже в виде выполнения задач осветительными снарядами) от артиллерии уже не дождешься, после короткого совещания было принято волевое решение: начинать атаку без огневой подготовки. И без артиллерийского светового обеспечения. А освещение мишенного поля осуществлять осветительными ракетами силами самого атакующего подразделения.

Сказано - сделано.

В 20.42 рота начала выдвижение к рубежу перехода в атаку последовательно развертываясь из походного в предбоевой и боевой порядки.

А ввиду того , что к этому времени стало уже окончательно темно, то движение начали с включенными фарами!

Кстати, так и в атаку пошли. Полностью демаскировав свой боевой порядок.

Очевидно, что приказ «освещать мишенное поле средствами атакующего подразделения», обучаемые поняли как «освещать мишенное поле абсолютно всеми средствами атакующего подразделения».

А дальше случилось вот что:

image Click to view



Здесь интересен не столько видео, сколько аудиоряд. Поэтому, громкость - на полную.
            Ввиду крайне слабого качества видео поясняю:

С выходом на рубеж перехода в атаку (рубеж открытия огня) обучаемые несколько секунд не решались открыть этот самый огонь. В конце-концов, самый смелый наводчик БТР саданул очередь трассерами КПВТ «в белый свет, как в копеечку». Прямо в небо.

А дальше - понеслось.

Стрелять начали все.

Вот только куда?

Правофланговый взвод после пересечения РПА практически сразу же потерял ориентировку и начал «поливать» своим огнем пространство правой боковой защитной зоны. Причем из всех видов оружия. На видео, кстати, хорошо видно, что часть трассирующих пуль уходит не в сторону мишенного поля, а примерно под углом 80-90% вправо от основного направления стрельбы. Эти пули летели слева-направо в относительной близости от пункта управления.

Что отнюдь не добавило положительных эмоций находящимся на нем должностным лицам.

При этом, ни командир взвода, ни командир роты мер по корректированию (переносу) огня  не предприняли.

Схема ведения огня




Естественно, что ввиду грубейшего нарушения требований безопасности  («ведение огня за пределы опасных направлений стрельбы»), огонь и движение подразделения были немедленно остановлены руководителем (на видео - команда «Тишина»).

Как говорят в телевизионных сводках чрезвычайных происшествий: «по счастливой случайности  никто не пострадал».

Вообще говоря, - очень сильно повезло. Потому, что если бы ориентировку потерял не правофланговый взвод, а например, центральный, то последствия могли бы быть значительно более неприятные.

Итого: оценка роте за тактические действия - «неудовлетворительно».

За поражение целей (с учетом нарушения требований безопасности) - «неудовлетворительно».

Еще одним итогом данного этапа учения стало сомнительное «рекордное достижение». Вероятно, это был самый короткий этап боевой стрельбы, проведенный когда-либо в Российских Вооруженных силах. От начала ведения огня до его прекращения по требованию руководства прошло всего 1 минута 45 секунд.

Да. «Завалить» проведение достаточно простого, (если не сказать - рядового) мероприятия боевой подготовки в присутствии Главкома Сухопутных войск - это надо, суметь.

Можно себе представить, что твориться на полигонах при проведении занятий и учений, которые проводятся в ОТСУТСТВИИ высоких начальников.

Вопрос:

Если одно из лучших подразделений лучшей бригады Сухопутных войск в ходе учения не способно выполнить относительно простую учебно-боевую задачу, следует ли считать, что в результате реформы боеготовность и боеспособность всей армии существенно повысилась?
          И есть ли в этом вина этом офицеров, среднего звена, среди которых в результате сокращений практически не осталось имеющих боевой (да и вообще, - какой либо) опыт? Может быть причины достаточно показательных (а не показушных!) результатов, "достигнутых" 5 омсбр в ходе учения "Кавказ-2012" кроются не столько в  непрофессионализме офицерского состава, а в СИСТЕМЕ, которая выстроена в армии в последние годы? Может быть этот самый непрофессионализм является результатом работы этой СИСТЕМЫ? И уже как следствие офицерского непрофессионализма - полнейшая необученность рядового и сержантского состава?

Теперь маленькое лирическое отступление.

Видите ли, уважаемые защитники снятого ныне Министра обороны, а также т.н. «реформ», проводимых им и его ставленниками в крайние несколько лет.

Основным показателем эффективности  любой армии мира являются отнюдь не способность ее маршировать на парадах, или наличие в распорядке солдата послеобеденного сна, а также отсутствие необходимости для него чистить картошку,  подметать плац и чистить туалеты.

Также к эффективности армии, как государственного института, достаточно косвенное отношение имеет срок службы по призыву, размер зарплаты офицеров и контрактников, а также наличие (или отсутствие) в снаряжении солдата пяти-шести слойной форменной одежды.

Единственным и настоящим критерием эффективности Вооруженных сил  (а также реформ, проводимых в армейских структурах) является СПОСОБНОСТЬ АРМИИ ВОЕВАТЬ!

И пусть прошедшие службу по призыву (или по контракту) обвиняют меня во всех смертных грехах.

Однако, лично я полагаю что:

Солдат двухгодичной срочной службы с автоматом Калашникова 1974 года выпуска, одетый в шинель и обутый в кирзовые сапоги и портянки, имеющий опыт чистки картошки и уборки плаца, но при этом хорошо обученный воевать под руководством злобного но профессионально подготовленного офицера, будет намного эффективнее, нежели вооруженный АК-12 и одетый в новейший камуфляж, но изнеженный аутсорсингом и прочей гуманизацией, маменькин сынок, необученный из-за того, что тех, кто мог его РЕАЛЬНО обучить, какие-то дяди и тети (сами ни дня не прослужившие в армии) просто-напросто посчитали излишней организационно-штатной единицей.

Еще раз специально для сторонников Д.Мокрушина:

Основным целями существования армии НЕ являются:

1. Набивание желудка солдата продовольственными изысками.

2. Одевание его в форму от модного кутюрье.

3. Предоставление ему возможности «сфоткаться» на фоне перспективной боевой техники  с новейшим автоматом наперевес.

Главной и единственной целью армии (применительно к существованию в ней солдата) является сделать БОЙЦА из молодого бездельника. Причем любыми, в том числе - и малогуманными способами. Каковой боец был бы способен в нужное время более-менее профессионально выполнять поставленные перед ним боевые задачи. Независимо от срока службы, вида боевой техники и вооружения, а также его персональных «хотелок».

Ибо, личные предпочтения солдата, не является ни необходимым, ни достаточным условием для достижения указанной цели.

Более того: все чувства, эмоции, желания, влечения, эстетические и морально-нравственные предпочтения и прочие психологические изыски этого самого солдата, и уж тем более его личное мнение о сложившихся в армии порядках, не должны волновать его командиров при достижении поставленной цели НИ В КОЕЙ МЕРЕ.

Без осознания этого весьма печального для вас, уважаемые, факта все ваши рассуждения типа:
  1. что носили в армии раньше и что носят теперь,
  2. чем и как кормили до реформы и после ее проведения,
  3. чем бригада лучше (хуже) дивизии.
  4. также что лучше - «Тигр», или «Ивекка» и т.д.

… к обороноспособности страны отношения не имели и не имеют.

Засим откланиваюсь.

Искренне Ваш, Дракон первый.

UPD 1:
Тут в комментариях обвинили меня, что я отношусь к солдату, как к быдлу.
Полагаю, - из-за пассажа относительно того, что при подготовке солдат не должны учитываться их личные чувства и желания.
Ну да, ну да.
         Ваш покорный слуга уже писал, что "разговоры в пользу бедных", т.е. о том, как бы солдату в армии сделать хорошо - его мало вдохновляют. Не потому, что он считает солдат быдлом. Отнюдь. Никогда не считал и не считаю.
         Однако, возобладавшая в крайнее время точка зрения, о том, что солдата в ходе прохождения им срочной службы требуется обязательно целовать в пупочек - лично мне претит.

Потому, что в конечном итоге - солдат есть крайне дорогостоящий, но все же РАСХОДНЫЙ материал любой войны.
         Который предназначен для убийства и долженствующий быть готовым быть убитым самому.
         Как ни бесчеловечно это звучит.

Поэтому, задача любого командира - сводится, по сути, к двум вещам:
         1.Качественная и тщательная (и оттого - достаточно жестокая) подготовка этого материала в мирное время.
         2. Грамотное и исключительно бережное расходование его в военное время.

Это очень грустный, редкоозвучиваемый но непреложный факт.
           И тот командир, который этого факта не понимает - заранее обречен на поражение.
           С точки зрения общества - жизнь и здоровье солдата в случае начала военного конфликта - являются ПЛАТОЙ этого общества за право жить его членам так, как им хочется (суверенитет государства и устойчивость политической системы), и где им хочется (территориальная целостность страны)! И размер этой кровавой платы определяется уровнем ПОДГОТОВКИ отдельно взятого солдата и СТЕПЕНЬЮ ГОТОВНОСТИ  всей военной системы государства еще в мирное время.

Остальные точки зрения на подготовку военнослужащего, - это простите меня, - демагогия.

Доступно ли, уважаемые правозащитники, солдатские мамы, уклонисты всех мастей, и к ним примкнувшие молодые люди, которым юбка подошла бы более штанов?

новейшая история, опыт, чужой опыт

Previous post Next post
Up