Сегодня рассказывал умницам-третьекурсницам метод изображений. Выяснилось, что на 2 курса физфака МГУ на общей физике этого не рассказывают (даже на плоскости, не говоря уж о сфере). Кстати, не устаю удивляться, сколь многие физики этого не знают почему-то. Меня папа еще в детстве научил, в 9 классе, присовокупив известный анекдот из "Физики шутят", из статьи "Как поймать льва в пустыне". Вот этот способ:
1. МЕТОД ИНВЕРСИВНОЙ ГЕОМЕТРИИ. Помещаем в заданную точку пустыни клетку, входим в нее и запираем изнутри. Производим инверсию пространства по отношению к клетке. Теперь лев внутри клетки, а мы - снаружи.
Разумеется, рассказав о методе изображений на сфере, я для закрепления материала воспроизвел этот анекдот. Студенткам понравилось, и они в благодарность одарили меня современным анекдотом:
Как поймать тигра в клетку?
Никак! Все тигры в полоску!
Я восхитился:)))
P.S. То, о чем я говорил на лекции - о вкладе лорда Кельвина:
https://2born.livejournal.com/753182.html