( продолжаю отсюда - http://waspono.livejournal.com/518705.html ) Строго говоря, не только глаз. В случае с саранчой достаточно чаще почёсывать заднюю ногу :) Но, так или иначе, получив тем или иным спосoбом СИГНАЛ об изменении плотности популяции, организм серьёзно меняет свою биохимию. А следом и стереотип поведения. Иногда - необратимо.
Из "буйства глаз" => "половодье чувств" :)
Можно и без ... Достаточно извне ввести некоторых веществ. И даже в отсутствие изменившегося социального окружения. Но - с тем же эффектом.
PS Кто-то скажет: "А причём тут люди?". Притом :) Не слышал, вероятно, этот кто-то про такое явление как теноромания:
СЕРГЕЙ ЛЕМЕШЕВ: ОБРЕЧЕННЫЙ НА ЛЮБОВЬ
На театральном сленге фанатичных поклонников звезд зовут “сырами”, а почему - мало кто знает. А ведь слово это пошло от названия магазина, что лет пятьдесят назад располагался на углу улицы Горького и Камергерского переулка, недалеко от квартиры Сергея Яковлевича Лемешева. В “Сыр” “лемешистки”, круглосуточно дежурившие у подъезда своего кумира, по очереди бегали греться, за что и получили прозвище, которое распространилось потом на всех театральных поклонников. Хотя столько “сыров”, сколько было у Лемешева, наверное, не было ни у кого за всю историю театра…
В дни репетиций вокруг Большого театра собиралась толпа. Целое море вдохновенно сосредоточенных женских лиц с безумными, горящими глазами. То и дело проносится благоговейный шепоток: “ОН здесь!” - “А через какую дверь ОН выйдет?” - “Пока не известно”. А служебных входов-выходов в Большом ох как много! Вдруг к дверям 9-го подъезда подкатывает автомобиль. Толпа бросается к водителю: “Лемешева встречаете?” Молчит, душегуб! Смятение усиливается - одной женщине только что было видение: ОН выйдет через 1-ый подъезд… До конца репетиции осталось семь минут… Шесть… Пять… Главное - не прозевать, не упустить! Высший смысл жизни настоящей “лемешистки” - встретить ЕГО и проводить до автомобиля. А потому уж - мчаться на улицу Горького, к ЕГО дому, здесь близко, особенно если срезать углы, и, если повезет, можно успеть увидеть ЕГО выходящим из автомобиля и проводить до подъезда.
Нет, они не кидались на своего кумира, не рвали его одежду на сувениры. “Лемешистки” просто следовали за ним в благоговейном молчании. Бывало, что кто-то из них падал в обморок от восторга. В остальном, если не считать вечных потасовок с “козловитянками” (поклонницами другого великого тенора - Ивана Козловского) - совершенно безобидные девицы. Но самой заветной и - увы! - неосуществимой мечтой Сергея Яковлевича Лемешева было избавиться от них хотя бы на неделю!
…1958 год. Сергей Яковлевич в страшном секрете купил дачный участок в подмосковной Апрелевке. Даже в театре ни одна душа не знает об этом. И вот Лемешев, соблюдая все шпионские законы конспирации, путая следы и отрываясь от хвостов, добрался до своей дачи. Сидит себе на бревнышке, обсуждает с плотником, что в какой очередности строить. Тут, словно с неба доносится: “Серд-це кра-са-авиц склон-но к из-ме-ене”… За деревьями мелькнуло цветастое платье, за ним - другое. Так и есть! “Лемешистки”, вооруженные проигрывателем и пластинкой с записью его арии герцога из “Риголетто”. Лемешев, вскакивая с бревна: “Прежде всего стройте забор! И чтоб был высокий и глухой, без единой щелочки!”. А что проку? В том заборе потом не успевали заделывать дырки, ежедневно просверливаемые “лемешистками”…
… 1972 год. Лемешев с женой - опять-таки в страшной тайне - поехали на дачу к друзьям под Ленинград. Лето было жарким, и густая тень деревьев в саду казалась земным раем. “Как же здесь хорошо, прохладно, не то что в помещении - блаженствовал Сергей Яковлевич, - и, главное - ни одной живой души!” Тут через забор к его ногам перелетает букет. Лемешев затравленно кидается к дому.
Что же заставляло сотни женщин, бросив дом, семью, карьеру, год за годом следовать по пятам за Лемешевым, не пить, не есть, ночей не спать, постоянно выслеживая его, отравляя этим безумием его жизнь? Да, Сергей Яковлевич имел привлекательное, открытое лицо с тонкими чертами и ясным взглядом серо-голубых глаз, а так же юношески стройную фигуру (при росте 172 сантиметра даже в старости он не набирал больше 70 килограмм). Да, он был прост в общении и обаятелен. И, конечно, безмерно одарен. Но все же счастливое сочетание большого таланта и мужской привлекательности хоть раз в сто лет, да случается, и Лемешев в этом ряду - не первый и не последний. Почему же именно вокруг него творилось массовое женское безумие?
Однажды Сергей Яковлевич отдыхал в закрытом санатории в Крыму: “лемешистки”, сновавшие вдоль берега на лодках, на пляж не допускались, что давало Лемешеву возможность хоть немного расслабиться. И тут к нему обратился один отдыхающий, оказавшийся известным московским психиатром: “У меня в больнице - целое отделение для тех ваших поклонниц, которых уже нельзя не госпитализировать. И знаете, что удалось выяснить? Тембр вашего голоса воздействует на них эротически. Такое уж вам, батенька, феноменальное везение с женщинами”… ( http://kymiry-xx-veka.narod.ru/lemeshev/lemeshev.htm )
И этот род мании (мании коллективной и подпитываемой коллективом) - ещё из самых безобидных ...
Тут даже и вовсе без внешней химии обошлось. Роль катализатора сыграл ЗВУК.
Но - не более, чем катализатора. Потребность кучковаться вокруг кумира (изменяя, так сказать, свою нейрохимию :) ) сидит где-то ГЛУБОКО. Вспомним из нынешней реальности. Фильм "Попса". Есть там певец, мягко говоря, не Лемешев :) А толпа фанаток, готовых мёрзнуть по подъездам (да и не только на это готовых :) ) - в наличии ...