Дмитрий Целиков - 25 апреля 2012 года, 11:22 В своей новой книге выдающийся американский социобиолог предупреждает, что мы по сей день находимся в плену палеолитических инстинктов.Выдающийся американский социобиолог Эдвард Осборн Уилсон выпустил книгу «Социальное завоевание Земли» (The Social Conquest of Earth), в которой утверждает, что групповой отбор является главной движущей силой эволюции, и объясняет, почему нам нужна новая интеллектуальная революция.
Почему сложные формы общественной жизни существуют? Какие силы вызывают их к жизни? И почему это происходит столь редко? Г-н Уилсон полагает, что это главные вопросы, без ответа на которые мы не поймём, кто мы, и не сможем двигаться дальше.
Эдвард Осборн Уилсон внёс огромный вклад в понимание биологических основ социальности. (ФотоDavis Denny.) Высший уровень социальной организации животных - эусоциальность: некоторые особи снижают свой репродуктивный потенциал, дабы воспитать подрастающих потомков других индивидов. Долгое время считалось, что в основе этого явления лежит так называемый семейный отбор, то есть особи сотрудничают тем охотнее, чем сильнее они связаны родственными узами. Г-н Уилсон предложил иное объяснение, основанное на обыкновенном естественном отборе, но многоуровневом: конкуренция существует не только между отдельными особями, но и между группами.
Соответственно, человек - продукт двух взаимодействующих и в то же время конкурирующих уровней эволюционного отбора. В самой основе человеческого существа заложены противоположные устремления - эгоизм и альтруизм. Вероятно, именно этими противоречиями можно объяснить, с одной стороны, тягу к международному сотрудничеству, объединению людей в человечество, а с другой - желание отстоять свои интересы за счёт другого.
Политические и религиозные конфликты г-н Уилсон считает логическим следствием нашей биологической организации: племя конкурирует с племенем и создаёт мифологию, обосновывающую своё право на превосходство над другими. И неважно, говорится ли в такой мифологии о том, что Бог избрал тот или иной народ, или же о том, что та или иная страна - оплот демократии и свободы во всём мире. Это банальный биологический инстинкт.
Мы добились громадного научно-технического прогресса, создали великую цивилизацию, вступили в космическую эру, но по сей день находимся во власти демонов организованных религий и трайбализма. Это даже не средневековье, отмечает г-н Уилсон, это самый настоящий палеолит.
Но учёный полон оптимизма. Он полагает, что есть нечто, вокруг чего могло бы объединиться всё человечество. Это необходимость остановить уничтожение нашего общего и единственного дома. Здесь уважаемый социобиолог, насколько можно судить, впадает в классическую ошибку просветителей Нового времени (часто приводимый пример - «Паноптикум» Иеремии Бентама), которые полагали, что все проблемы решаемы образованием и воспитанием: мол, надо просто вложить истину (разумеется, рационально достижимую) в голову дикаря. Увы, как показали опыт и его осмысление, пространство передачи информации дискретно: понимание должно вспыхнуть в другой голове само собой, и нет никакой гарантии, что это случится.
И действительно, последняя глава книги называется «Новое Просвещение». Г-н Уилсон предлагает более активно преподавать в школах точные науки и шире - воспитывать научное мышление. Например, Фонд биоразнообразия, названный его именем, в сотрудничестве с корпорацией Apple создаёт невиданной красоты мультимедийный учебник биологии, первые главы которого бесплатно распространяются уже в 32 странах. Это прекрасный почин, но не стоит превращать его в идеологию: это мы уже проходили. Никто не способен (да и права не имеет) навязать другому то, что считает здравым смыслом. Человек всегда свободен в выборе заблуждений, такова его природа, ничего не поделаешь. Разве только дустом...