В предыдущих частях была нарисована примерно такая картина: в цивилизации сосуществуют два вида (в самом таксономическом смысле) людей, сапиенсы (Р) и несапиенсы (Н). Они образуют две подсистемы, Р-подсистема охвачена преимущественно горизонтальными связами, Н-подсистема иерархическими.
Эти подсистемы существуют в динамическом равновесии. Разумники формируют и поддерживают цивилизацию, обеспечивают ее инструментами для жизнеобеспечения, внутреннего развития, внешней защиты и экспансии, а вожаки и их прихвостни пользуются этими достижениями и держат разумников в подчиненном положении. Если получается извести рр. совсем, то такая цивилизация моментально проигрывает соседям.
Кто-то из советских ракетчиков рассказывал. На испытаниях главный конструктор пробормотал ритуальное "Господи, укрепи и направь". На что военпред рассказал следующий назидательный анекдот
. Старик и старуха вечером молятся. Старуха: "Господи, укрепи и направь нас". Старик: "Господи, ты только укрепи, а уж направим мы сами".
Но этот симбиоз полезен и для Р-подсистемы потому, что вплоть до нынешнего уровня технологий иерархия побивает неиерархию в драке. То есть для обеспечения своего существования Р-подсистема вынуждена отдавать вожделенную власть неразумным. Кто не обзавелся достаточно сильной иерархической подсистемой, тот опять-таки проигрывает соседям.
Очевидно, между этими двумя гибельными точками лежит оптимум. Также очевидно, что положение этого оптимума со временем сдвигается. Конечно все это движение не монотонно ни локально, ни глобально, но тренд везде и всегда однозначен. И это очень нервирует иерархов - они-то стремятся сохранить своем доминирующее положение, а тут понимашь, подрыв устоев.
С другой стороны было наметилось глобальное доминирование т.н. "Запада". Собственно "золотой миллиард" неспособен к самостоятельному существованию. При этом обуреваемый стремлением к доминированию достиг физических пределов - охвачена почти вся планета, только остальные миллиарды - сырьевой придаток, целыми странами в омеги. Если раньше самец мог уйти из стаи и сколотить новую, где станет альфой, то более некуда. Ввиду невозможности дальнейшей экспансии, движение в иерархическом обществе возможно только за счет движения по иерархической лестнице - свергать постаревших, ослабевших, подлавливать на ошибке. Отсюда начальство, отцы нации, нацизм, фашизм, лебенсраум, "большая шахматная доска" и т.п. Процесс стационарный. Таким образом "запад" - это предельная форма развития неразумных.
Но вернемся немного назад. Процесс образумливания идет немонотонно т.к. сочетание множества факторов создает менее и более благоприятные условия в разных объемах пространства-времени. Иногда это выражается в форме революции, иногда - в виде "расцвета". Например, та же Древняя Греция возникла вполне эволюционным путем. Если хорошенько покопаться и разложить все предпосылки по полочкам, то будет виден генетический фактор. Я надеюсь, никому не надо доказывать, что человек от рождения имеет разную склонность к главенствованию, подчинению и разуму (что не отменяет п.4).
Случившаяся в единственном экземпляре мутация может при благоприятном стечении обстоятельств закрепиться в большом количестве потомков и повлиять на поведение больших сообществ. Один из частных случаев, пассионарность этносов, исследовал доступными ему средствами Л.Н.Гумилев. Пассионарность скорее по разряду животных, просто популярный пример возникновения, распространения и затухания мутации влияющей на поведение больших групп людей. Сравните древних греков и монголов - различия очевидны, однако количественная динамика похожа. Другой пример всплеска разумности - Реформация. "Толчок", "подъем" (развитие капитализма), потом "перегрев", а сейчас, как и было предсказано, "надлом".
Еще важный аспект - амбивалентность иерархического инстинкта. Редко бывает, чтобы Н-индивид вообще был неспособен подчиняться. Также и самая забитая курица клюет, если есть возможность, еще более слабую особь. То есть "чтобы кремль стоял" для Н-индивида важнее, чем собственное положение в этом "кремле" - вот скрепы Н-подсистемы. Но если петухи не могут между собой договориться, то у людей вожаки нередко сдают окормляемое сообщество, если грозит подрыв устоев. Так поступило французское правительство в 1871 г., так поступил "хруст французской булки" в 1918 и совсем уж близкое - предательство "руководящей и направляющей".
Как только возникает опасность появления сообщества, в котором может быть когда-нибудь будет доминировать Р-подсистема, против этой опасности поднимаются все альфы и прихвостни, и местные, и соседние и антиподы.