[Spoiler (click to open)]Шесть мудрецов из Индостана, любовь к познанию питая, отправились к слону (хоть были все слепыми), чтобы свои теории проверить.
Один лицом уткнулся в шершавый бок слона и, падая, воскликнул: «О, Господи, меня ты вразумил, воистину, слон - прочная стена!»
Второй, нащупав бивень, закричал: «Мне совершенно ясно! Чудесный слон в моей руке - не что иное как гладкое и острое копье!»
А третий, подойдя к слону, за хобот ухватился, отбросил в сторону и молвил: «Несомненно, слои и змея - одно и то же».
Четвертый, подбежал к слону, колено руками обхватив, сказал: «Ну, что тут спорить, таким прямым и ровным быть может только дерево».
Тут пятый, он сумел до уха допрыгнуть, закричал: «Любой слепец вам скажет - нет никаких сомнений: на веер слон похож».
Шестой неспешно добрался до хвоста и вымолвил: «Веревка, да и только.Не может слон быть чем-нибудь еще».
Так мудрецы из Индостана в горячих спорах стояли твердо на своем. Был каждый в чем-то прав, но ошибались все.
Так часто в спорах люди, истину свою пытаясь доказать, не слушают друг друга. И притча о слоне - лишь небольшой пример всеобщего непониманья. Целое отнюдь не простая сумма составляющих. Но познание целого так или иначе предполагает анализ и осмысление взаимодействий всех его элементов. Об этом полезно помнить в командной работе, ведении переговоров и просто в общении с люльми другого мировозррения.
УЧЕНЫЙ СПОР Индийская басня (вольный поэтический пересказ С. Я. Маршака (1940).
[Spoiler (click to open)]Слепцы, числом их было пять, В Бомбей явились изучать Индийского слона. Исследовав слоновий бок, Один сказал, что слон высок И прочен, как стена.
Другой по хоботу слона Провел рукой своей И заявил, что слон - одна Из безопасных змей.
Ощупал третий два клыка, И утверждает он: - На два отточенных штыка Похож индийский слон!
Слепец четвертый, почесав Колено у слона, Установил, что слон шершав, Как старая сосна.
А пятый, подойдя к слону Со стороны хвоста, Определил, что слон в длину Не больше чем глиста.
Возникли распри у слепцов И длились целый год. Потом слепцы в конце концов Пустили руки в ход.
А так как пятый был силен, - Он всем зажал уста. И состоит отныне слон Из одного хвоста!
Джон Годфри Сакс СЛЕПЫЕ И СЛОН Индуистская басня (Перевод Г. М. Цеплакова выполнен в 2013 году.)
[Spoiler (click to open)]I. Шесть мудрецов смотреть слона Пошли, горды собой. И цель была им всем ясна (Хоть каждый был слепой): Слона хотели изучить И ум потешить свой.
II. Вот взялся первый изучать, Освоил всё сполна: Припал он там, где мощь и стать, Широкий бок слона. «О, Боже, - стал он восклицать, - А слон-то как стена!»
III. Второй, задачей окрылен, Кричал: «Опознаю, Он круглый, гладкий, острый весь, И вот что думаю: Подобен этот дивный слон Тяжелому копью!»
IV. И третий спереди зашел, Отважно стал хватать Огромный хобот, вился тот, Ну как его поймать? «Ага, - промолвил третий, - вот, Змея, ни дать, ни взять!»
V. Четвертый по ноге слона Рукою твердо вел. «Так вот какой ты, чудо-зверь, Отгадку я нашел!» Потом уверенно сказал: «Слон - как древесный ствол!».
VI. А пятый ухо изучил, И заявил: «Ну да, Безглазый даже разберет, Конечно, без труда, На что индийский слон похож. На веер, господа!»
VII. Шестой последним подошел И свой подвел итог: Он ухватил слона за хвост, Подергал, сколько мог, «Мне все понятно, - произнес, - Слон - как большой шнурок!»
VIII. Всё спорили шесть мудрецов, И каждый был хорош. И каждый спорить был готов, Где истина, где ложь. И каждый был отчасти прав, Все вместе - ни на грош.
Мораль Так богословы меж собой, Большие молодцы, Ведут ожесточенный бой, Невежды-мудрецы, Болтают дружно о слоне, А сами все слепцы.