«Как переубедить человека?»

Mar 31, 2021 16:58

Зыгмантович пишет в своей статье Почему мы верим в то, во что верим



Вопрос, который мне часто задают - «Как переубедить человека?»

Предполагается, что переубеждаемый где-то набрался какой-то гадости, поверил в неё и теперь его близкие от этого страдают. Давайте оставим за скобками выяснение истины - кто на самом деле верит в какую-то гадость. Просто зафиксируем - такой вопрос есть, люди хотят переубеждать других людей.

Общий ответ на этот вопрос таков: по большому счёту - никак. Есть, конечно, разные мелкие приёмы, но в целом переубедить человека крайне трудно.

Потому, например, что огромную роль в нашей убежденности играют эмоции - особенно положительные. Если при первом знакомстве информация вызывала сильные положительные эмоции - пиши пропало. Изменить отношение к этой информации (сиречь убеждения) станет очень трудно.

Представьте себе такой эксперимент -участники в случайном порядке разбиваются на подгруппы и получают текст для прочтения. В одной группе это текст о вымышленном водном животном, в котором описан его ареал, способ размножения, средний размер и другие энциклопедические сведения.

В друго подгруппе читают текст о том же вымышленном животном. Но - в виде истории об игре этого животного с ныряльщиком.

Итог эксперимента предсказать нетрудно. положительное отношение к зверюшке было больше у второй группы. И именно у этой группы оное отношение было крепче.

Именно такой результат получили учёные-психологи из США, Мэтью Д. Роклейдж и Эндрю Латтрелл.

Вы скажете, что выдуманная животинка - это ерунда? Они с вами согласятся. И покажут другие аналогичные эксперименты.

Например, отношение к подарку на Рождество было тем крепче, чем сильнее были эмоции при получении оного.

То же самое проявилось, когда исследователи изучили онлайн-отзывы - чем больше эмоций в первом отзыве, тем устойчивее отношение к продукту или компании.

Что всё это значит? Что наша убеждённость в чём-либо далеко не всегда основана на размышлениях, логике и трезвых выводах.

Часто (если не почти всегда) основой становится эмоция. Мы как бы говорим себе: «Эта сообщение меня очень удивило - удивление сильное - я поверю в это сообщение». А про что-то другое: «Эта информация меня не задали - я ничего не чувствую - не стану в это верить».

Скажем, прочитал человек какую-нибудь теорию заговора. Она его впечатлила, пощекотала нервы. Он крестцовым отделом мозга тут же заключает - это всё правда, вон ведь как нервы щекочет, какие эмоции вызывает!…

Разубеждать его теперь - почти невыполнимая задача…

Разумеется, исследование не означает, что наши взгляды никогда не меняются. Меняются, не волнуйтесь. Исследование о том, что не все наши взгляды основаны на достоверных фактах. Да и вообще - на фактах.

Следовательно, стоит быть со своими взглядами поосторожнее. Чего вам и желаю.

Кстати, о тех мелких приёмах, которые позволяют иногда переубедить человека, я рассказываю вот здесь.

А у меня всё, спасибо за внимание.

В продолжение темы рекомендую мои статьи «4 исследования о несовершенстве нашего мышления» и «Визуал, аудиал или кинестетик? Не важно, ведь это всё выдумки!».

автор - Зыгмантович, доказать, логика, мышление, убеждения, эмоции, переубеждение, основы непонимания

Previous post Next post
Up