Зыгмантович пишет в своей статье
Почему мы верим в то, во что верим
Вопрос, который мне часто задают - «Как переубедить человека?»
Предполагается, что переубеждаемый где-то набрался какой-то гадости, поверил в неё и теперь его близкие от этого страдают. Давайте оставим за скобками выяснение истины - кто на самом деле верит в какую-то гадость. Просто зафиксируем - такой вопрос есть, люди хотят переубеждать других людей.
Общий ответ на этот вопрос таков: по большому счёту - никак. Есть, конечно, разные мелкие приёмы, но в целом переубедить человека крайне трудно.
Потому, например, что огромную роль в нашей убежденности играют эмоции - особенно положительные. Если при первом знакомстве информация вызывала сильные положительные эмоции - пиши пропало. Изменить отношение к этой информации (сиречь убеждения) станет очень трудно.
Представьте себе такой эксперимент -
участники в случайном порядке разбиваются на подгруппы и получают текст для прочтения. В одной группе это текст о вымышленном водном животном, в котором описан его ареал, способ размножения, средний размер и другие энциклопедические сведения.
В друго подгруппе читают текст о том же вымышленном животном. Но - в виде истории об игре этого животного с ныряльщиком.
Итог эксперимента предсказать нетрудно. положительное отношение к зверюшке было больше у второй группы. И именно у этой группы оное отношение было крепче.
Именно такой результат
получили учёные-психологи из США, Мэтью Д. Роклейдж и Эндрю Латтрелл.
Вы скажете, что выдуманная животинка - это ерунда? Они с вами согласятся. И покажут другие аналогичные эксперименты.
Например, отношение к подарку на Рождество было тем крепче, чем сильнее были эмоции при получении оного.
То же самое проявилось, когда исследователи изучили онлайн-отзывы - чем больше эмоций в первом отзыве, тем устойчивее отношение к продукту или компании.
Что всё это значит? Что наша убеждённость в чём-либо далеко не всегда основана на размышлениях, логике и трезвых выводах.
Часто (если не почти всегда) основой становится эмоция. Мы как бы говорим себе: «Эта сообщение меня очень удивило - удивление сильное - я поверю в это сообщение». А про что-то другое: «Эта информация меня не задали - я ничего не чувствую - не стану в это верить».
Скажем, прочитал человек какую-нибудь теорию заговора. Она его впечатлила, пощекотала нервы. Он крестцовым отделом мозга тут же заключает - это всё правда, вон ведь как нервы щекочет, какие эмоции вызывает!…
Разубеждать его теперь - почти невыполнимая задача…
Разумеется, исследование не означает, что наши взгляды никогда не меняются. Меняются, не волнуйтесь. Исследование о том, что не все наши взгляды основаны на достоверных фактах. Да и вообще - на фактах.
Следовательно, стоит быть со своими взглядами поосторожнее. Чего вам и желаю.
Кстати, о тех мелких приёмах, которые позволяют иногда переубедить человека,
я рассказываю вот здесь.
А у меня всё, спасибо за внимание.
В продолжение темы рекомендую мои статьи «
4 исследования о несовершенстве нашего мышления» и «
Визуал, аудиал или кинестетик? Не важно, ведь это всё выдумки!».