(
источник)
Человеческая психика простирается по трём измерениям:
- Впереди у нас будущее, позади - прошлое (и, как говорят в некоторых культурах, по линии времени мы гребём спиной вперёд: в будущем не видно ни хрена, а прошлое хоть как-то, но всё же различимо).
- Вширь у нас реальный мир.
- Ввысь и вглубь - мир внутренний.
Гармоничная психика имеет достаточные размеры по каждому из измерений. В перекошенной где-то слишком мало, где-то много; давайте посмотрим, где и что.
1) Линия времени. "Сейчас" из-за инерционности нервной системы достаточно велико, порядка секунды. Только сейчас можно что-то воспринимать и как-то действовать. Прошлое - зона воспоминаний, будущее - зона планов. (И то, и другое - зона фантазий). Человек с выпавшим "сейчас" диссоциирован от действий, весь в фантазиях. Это психозы и некоторые варианты нарциссических расстройств.
Прошлое, в целом, неизменно. Можно менять воспоминания о нём, но что случилось - то случилось. В прошлом нет живого интереса, желаний и движения.
- Человек с выпяченным прошлым фокусирует внимание на том, чего изменить не в силах. Это апатично-депрессивные состояния, психические травмы; иногда, наоборот - раздражение настоящим, которое никогда уже не сравнится с былой радостью; это ригидный характер и неврозы (в смысле застывших устаревших способов поведения).
- Человек с недостатком прошлого отсечён от жизненного опыта. Это, конечно, максимально свежее и непредубеждённое восприятие, но и постоянная ходьба по одним и тем же граблям.
Будущее ещё не существует, оно многовариантно. Это зона интереса, предвкушения и тревоги.
- Человек, выпяченный в будущее, крайне тревожен и теряется в изобилии возможностей, не в силах выбрать что-то одно. Это тревожные расстройства и маниакальные состояния.
- Человек с недостатком будущего не строит планов, не стремится, не предвкушает. Движется по воле поля, реагируя на сиюминутные ситуации. Без будущего живут люди в невыносимых безвыходных ситуациях, с предопределённой скорой смертью, с суицидальными планами (один из признаков серьёзного риска суицида: нет никаких планов и намерений дальше какой-то близкой даты).
2) Вширь у нас идёт зона реальности: восприятие, контакт, действия. Что поближе, с чем мы можем взаимодействовать - это "здесь". Что подальше, что мы можем только наблюдать - "там". "Здесь", слава электричеству, может быть достаточно далёким. Если я дистанционно управляю аппаратом за тысячи километров - он для меня тоже здесь. Человек с выпавшим "здесь" может воспринимать реальность, но сделать ничего не может. Это, опять же, диссоциация; это паралич - либо физический, либо утрата воли; это переутомление.
- Если моя ширина реальности невелика, то я очень конкретен. Я оперирую только тем, с чем могу взаимодействовать, а остальное игнорирую. Это может быть и просветление, и фокус на задаче, а может быть и умственная недостаточность (клиническая, олигофрения, либо педагогическая запущенность).
- Если я простираюсь далеко вширь, я наблюдаю очень многое, на что не могу воздействовать, да и проверить наблюдаемое обычно не могу. Это может быть широкий взгляд гения-мудреца-стратега (если не выпадает ближняя зона действий) или дефлексия и отказ от действий (если "здесь" выпадает).
3) Ввысь и вглубь расходится мой внутренний мир. У него тоже есть зоны "здесь" и "не здесь". В зоне "здесь" мы коммуницируем с другими людьми. Люди, которые просто разговаривают, не трогая друг друга и ничего вместе не делая - соприкасаются ближними зонами внутренних миров. В этой зоне, например, проходит вся традиционная разговорная психотерапия. Дальняя внутренняя зона - это чисто личное (ну, пока Илон Маск не довёл до ума нейралинк). Обработка опыта, фантазии, творчество, внутренние миры.
- Глубина внутреннего мира необходима для переработки опыта и построения сложных планов на будущее. У неглубоких людей (которых примерно 80%, потому что глубина - это затратно) опыт перерабатывается небольшими порциями, только самыми простыми событиями, а всё, что побольше - выпадает. И планы у них простые, конкретные и недалёкие. Мелкая глубина обычно сочетается с пропорционально узкой шириной: большой объём восприятия нечем переработать.
- Чрезмерная глубина оттягивает внимание от реальности. Если человек не гений, которого хватает на всё, то получаются тихие замкнутые шизоиды и более-менее заметные шизофреники. Почти вся жизнь проходит в построениях внутреннего мира. Но без подпитки впечатлениями через ближнюю зону контакта даже огромный внутренний мир скудеет и схематизируется. Там становится довольно скучно, одиноко и депрессивно.
Отдельно хочу остановиться на пограничных личностях (спасибо за эту часть обсуждения
Маше Чубун). Пограничность - это практически идеал жизни "здесь и сейчас", о которой нам говорят буддисты и гештальтисты.
Смотрите: внутренний мир ограничен ближней зоной контакта и конкретных размышлений; соответственно, дальних планов нет (а если есть, то они обычно нереалистичные).
Опыт не ассимилируется, кроме самого конкретного (нечем ассимилировать, не хватает глубины); память-то обычно в порядке, но хранит груду отдельных мелких фрагментов, не связанных между собой (как раз по размеру порций, которые проходят через внутренний мир). Поэтому в прошлое внимание тоже простирается недалеко. Отсюда происходит диффузная идентичность и дезинтегрированный (расщеплённый на отдельные детали) образ мира.
В этих условиях действия в зоне "здесь" возможны тоже только очень конкретные, отреагирование на сиюминутные состояния. Смотреть на дальнюю зону "там" можно, но это только запутывает изобилием деталей, которые нечем связать и обработать.
А, ещё. Знаменитое "бесстрашие" пограничных людей, которое приводит к рискованному саморазрушающему поведению - это следствие малого размера личности по оси времени и малой глубины внутреннего мира. Чтобы всерьёз испугаться - надо сопоставить текущую ситуацию с прошлым, спроецировать в будущее и оценить возможные последствия. А сопоставлять нечем и не с чем, и проецировать некуда. Поэтому чего пока не видим здесь и сейчас - того и не боимся.
Другие особенности разных личностей можете попробовать разложить по этим трём координатам сами.
Теперь что делать. Основной принцип: сужать человека, отсекая лишнее - бесполезно и вредно. Надо расширять там, где узко, и тренировать-укреплять там, где слабо. И в этой модели видно, что когда надо.
У кого слаба ближняя зона внешнего-внутреннего мира - возвращать в неё, фокусируя внимание на телесных ощущениях, простых бытовых действиях, не чрезмерно глубоких разговорах и совместных занятиях с другими людьми.
У кого внимание слишком сужено - расширять, заинтересовывая всем, что происходит в большом мире. Учить сложным размышлениям, начиная с формальной логики, давать головоломки, подталкивать читать, смотреть и слушать всё более сложное.
Когда зоны внешнего действия и внутренней переработки нормализованы - можно обратить внимание на ось времени, потому что теперь уже есть чем с этим справляться. Учить основам планирования и тайм-менеджмента для будущего. Разрабатывать навыки построения нарративов и создания смыслов для тренировки ассимиляции-извлечения опыта (и тут хорош всякий сторителлинг и ролевые игры).
Принципы такие. Детали - по вкусу.