Вводная лекция к курсу «Психоистория и и основы прогрессорской деятельности».
Визионерский курс Сергея Переслегина, исследователя фантастики, военного историка, футуролога, «Психоистория и основы прогрессорской деятельности»: 17 видеолекций.
Представление о психоистории было создано А.Азимовым в конце 1940-х годов в ранних книгах цикла «Основание». Речь шла об особой научной дисциплине, которая позволяла с большой точностью предсказывать будущее статистически значимых человеческих популяций и варьировать это будущее, воздействуя на некоторые критические точки (узлы) общества. А.Азимов описывал узлы как особые «кризисы Селдона», в которых число степеней свободы общества резко падает.
Модель была простой, очень позитивистской, почти линейной. Не удивительно, что в последующие десятилетия (а цикл выходил до конца 1980-х годов) она трансформировалась до неузнаваемости, даже, в какой-то мере, до собственного отрицания.
Тем не менее, тот вызов, который А.Азимов и его герой Х.Селдон бросили историкам, футурологам и прогностикам, остается актуальным.
В середине 2000-х годов нашей группе удалось сделать первый шаг к созданию реальной психоистории - появился метод социальных пиктограмм, усовершенствованный в 2018 году (мета-пиктограммы). В 2019 году было описано историческое Знание, и появилась возможность, по крайней мере, предсказывать развитие исторической науки, то есть форм описания исторического процесса.
Понятие прогрессорства было введено А. и Б.Стругацкими в 1980-х годах. Прогрессоры содействуют развитию общества, воздействуя, как и в модели А.Азимова, на те или иные критические точки. В известном смысле, психоистория Азимова была «интегральной дисциплиной» - она объясняла, как «вообще» управлять историей, в то время как братья Стругацкие предлагали «дифференциальную модель» - что нужно сделать «здесь и сейчас», чтобы изменить динамику развития общества в желательном направлении. Иными словами, эти подходы взаимодополнительны, и на практике должны использоваться совместно.
Итак, речь идет о том, как понимать историю - и равным образом политию Аристотеля - настолько, чтобы управлять ими «незаметно от санитаров». И где пределы такого управления - деятельностные, энергетические, этические? Что можно сделать, чего нельзя?
Вопреки сложившейся традиции, ориентированной на число «девять», в программе содержится 17 лекций, организованных в четыре «скрепки» - «Введение», «Знания», «Техники» и «Практики»:
- «Психоистория».
- «Исторические школы».
- «Элиты».
- «Психоистория и система Знаний».
- «Психоистория и сложные формы времени».
- «Психоистория и мета-онтологии».
- «Мет(а)бъекты, сферный подход и управление глубиной».
- «Исторические и психоисторические ритмы».
- «Психоистории в модели скрытых параметров».
- «Социопиктографирование - основная психоисторическая техника».
- «Психоисторический сценарный анализ и построение мета-исторического спектра».
- «Прогрессорская деятельность: мета-пиктографирование как управление пиктограммами».
- «Функционально-генетический анализ, «узелковое письмо» и техники стратегирования в психоистории».
Сергей Переслегин. Психоистория. Лекция 4. Элиты и големы, ч.1 Четвертая лекция «Элиты и големы» к курсу «Психоистория и основы прогрессорской деятельности», ч.1.