Из книги Юлия Мурашковского "Биография искусств", отрывок из
главы 11. Три шага к решению.
Отношение к противоречиям является очень точным критерием
культуры ума. Даже, собственно говоря, его наличия.
Э.В.Ильенков
Противоречие...
Но если для любой другой науки противоречие - признак тупика, то для ТРИЗ - живительная влага. ТРИЗ - наука о решении противоречий.
Впервые принципы решения противоречий в системах (тогда только технических) сформулировал автор ТРИЗ - Г.С.Альтшуллер. [Альтшуллер Г.С. Как научиться изобретать. Тамбовское книжное изд-во. 1961.] Мы же сейчас рассмотрим, как все это выглядит в системах художественных.
Итак, противоречие - это ситуация, при которой выигрыш в одном качестве сопровождается явным и недопустимым проигрышем в другом.
Условимся такую ситуацию в ХС называть художественным противоречием (ХП).
...
В практике к противоречиям обычно применяют три подхода.
1. Компромиссный. Стараются не слишком усиливать выигрыш в одном качестве, чтобы не слишком проигрывать в другом. Если задача не содержит противоречия, то компромиссный путь, несомненно, хорош. Скажем, если бы нам надо было не передать ощущение легкости, а несколько сэкономить стройматериалы. Тогда бы мы сделали стену чуть потоньше, но так, чтобы она не уронила перекрытие. В задачах же, содержащих противоречие, компромисс - это всегда двусторонний проигрыш. Сделаем стену средней - и ни должной легкости не получим, ни гарантий удержания перекрытия.
2. Экстремистский. Сохраняют или усиливают одно качество за счет другого. Если в задаче одно из требований к системе незначимо, не связано с потерями, то такой путь тоже вполне приемлем. Скажем, если бы требование легкости было не подготовлено всем общественным развитием, а выдвинуто каким-нибудь сумасшедшим. Тогда делаем стену толстой, "и никаких гвоздей". Но таких ситуаций практически не бывает. В реальных же ситуациях, содержащих противоречие, экстремистский подход ведет к проигрышу еще более очевидному, чем компромисс. В нашем случае это обернется либо игнорированием огромной общественной потребности, либо тем, что в угоду легкости мы будем строить один за одним "саморазрушающиеся" храмы.
3. Творческий. Сохраняют или усиливают одно свойство, но так, чтобы сохранить или усилить и другое. Этот путь почти всегда неочевиден. Такие решения всегда относят к области таланта, гениальности. Но именно через такие решения наш мир движется вперед. В том числе и искусство.
Оставим экстремизм фанатикам, "разумные компромиссы" - хитрым политикам. Мы впредь будем заниматься только творческими решениями.
А для этого вернемся к нашим противоречиям.
Существует стандартная формулировка ХП. Вот она:
ЕСЛИ (сделать нужное), ТО (хорошее следствие), НО (плохое следствие).