Уррра! Много букв!
Я чувствую, что сейчас некоторые упадут со стула. Но я на днях вернулась из своей первой снегоходной многодневной экспедиции. Прошу перечитать заново - ПЕРВОЙ СНЕГОХОДНОЙ МНОГОДНЕВНОЙ экспедиции.
Да-да, вставайте. Я ни разу в своей жизни не была в Краснощелье в центре Кольского полуострова и никогда не ездила на снегоходе больше одного дня подряд.
Когда-то давно, лет 20 назад, мы с Серегой вместе осваивали Хибины. Вместе разведывали маршруты, откапывали снегоход, набирались опыта. Когда не было ни одного снегоходного следа за пределами долины Куэльпорр, мы первый раз выехали на берег Умбозера. И тогда мне хотелось себя ущипнуть, потому что это был настоящий край света.
Потом мой муж ушел в отрыв один, а я осталась дома со своей диссертацией, кухней и ребенком.
Когда начались снегоходные экспедиции, то, конечно, мне тоже хотелось. Но не с кем было оставить Максима. Потом случилась Маргарита. Потом здоровье мое было в отметке ноль. И, честно говоря, я уже давно смирилась с тем, что никогда. И мой удел тупо постить чужие фотки.
Но уже три или даже четыре года я пытаюсь попасть в многодневную экспедицию. И каждый раз срывается по разным причинам. Один раз даже мой муж меня не взял на «
Планету Кольский» по причине - «Ты не проедешь!». И, конечно, вы понимаете, что я ему еще лет 100 буду это вспоминать.
В этом году я собиралась ехать в самый сложный наш маршрут «
Ориентация север» и даже получила разрешение в погранзону. Но и тут вдруг все перестало складываться. И ни на первый, ни на второй заезд я не попадала. И тогда единственной возможностью осталось поехать в тур «
От Баренцевого до Белого моря».
Серега не хотел ехать в этот слишком простой для него маршрут гидом. Не потому что он выше этого, а потому что потом у него будет подряд несколько очень сложных заездов, поэтому он не хотел уставать заранее:)))) Более того я не хотела ехать вместе с ним. Меня даже больше бы устроило поехать с кем-то из наших ребят, чем с ним. Потому что на работе он всегда отдается процессу на 300 процентов. А из-за меня получится 295, и я знаю, что это его раздражает.
Но с другой стороны, ну, как же мы поедем в снегоходную экспедицию не вместе? Тоже вопрос. И, конечно, поехали вместе.
Около 15 лет мы проводим многодневки по Кольскому. Очень интересно и необычно отправляться в маршрут, про который знаешь абсолютно все. Про что писала тысячи раз. Я читала сотни отзывов о турах и этих местах. Я знаю все нюансы, тонкости, неожиданности и подводные камни. Я знаю названия, местность, точки остановок, бытовые условия и многое и многое. И вот, наконец, я увижу это в реальности. Согласитесь же, ну, это очень необычно:).
Честно признаться, я не думала, что мне понравится. Более того я как раз думала, что мне не понравится. Ну, что я там увижу, чего я еще не видела? Ну, чего? Снегоходы для меня уже давно перестали быть чем-то интересным. Я была настроена вытерпеть это снегоходное мучение. Моя основная обеспокоенность была вызвана моим здоровьем. Смогу ли? Выдержу?
Максим, когда услышал, что я собираюсь ехать, был сильно удивлен? Зачем?
«Ну, ты понимаешь, я просто должна это сделать. Я с этим связана, считай, всю сознательную жизнь. Я вся пропитана этими историями, рассказами, жизнью полуострова, моя жизнь пронизана этим. Но я никогда не видела этого своими глазами. Мне кажется, что это в корне неправильно и нужно это исправить. Надо просто это сделать, поставить плюсик и забыть»
«Ну-ну» - покивал на это Максим.
Я до последнего думала, что все сорвется. Но вот мы уже встречаем прибывших участников тура в аэропорту Мурманска и едем в поселок Туманный, где должны пересесть на снегоходы для преодоления 500 км снежной целины.
Нитка маршрута
Я никогда не смотрю прогнозы на Кольском. Потому что они либо сбываются, либо нет - 50 на 50. Но тут отошла от своего правила и залезла на разные сайты. Все в единодушном порыве обещали ураганные ветра с метелями. Ну, что же. Деваться некуда. Насладимся Кольским по полной программе.
Вот такая вот погодка
С дорогой в поселок Туманный всегда засада. Если начинается буран, то дорога моментально заносится и можно капитально застрять. Было несколько случаев на грани фола. Один раз даже пришлось откапываться всю ночь, пока не пришла снегоочистительная машина.
В этот раз все обошлось. Доехали без проблем. В Туманном встречаем нашего гида Рому, который приехал сюда с предыдущей группой тура «Белое безмолвие».
Рома мне сказал, что перед стартом все делают селфи со снегоходами. Все, значит все. Вот вам Терешкова перед запуском.
Кроме меня и моего мужа - в роли руководителя этой вакханалии, на покорение Кольского решились еще 8 человек. Среди них только одна девушка. Ну, кроме меня.
Участники. Ира с Володей были у нас в прошлом году на Новогоднем туре. Алексей был на этом же туре (От Баренцева до Белого) два года назад. Все остальные в первый раз и я совершенно не запомнила, как кого зовут. Я только поняла, что у нас в группе три Владимира.
«Сережа, как ты помнишь имена?»
«У меня есть список участников, я периодически сверяюсь»
Инструктаж по технике безопасности. Наш гид суров. Обещает снять с маршрута всех, кто будет нарушать дисциплину.
Кратко освещает проблемы в вождении, которые могут возникнуть. Я больше всего боюсь застрять в воде. Несколько лет назад одна из наших групп провела всю ночь на свежем воздухе с
застрявшими в воде снегоходами. Меня это беспокоит. Я не хочу ночь провести на морозе, я уже старая и больная, поэтому я задаю много уточняющих вопросов. Сережа успокаивает всех, что у нас такого не будет. Мы точно не застрянем в воде.
Стартуем в неизвестность. Начали бодренько. Ира перевернулась, не успели мы отъехать от гаража. С первыми крутыми поворотами не справилась половина группы. Я была горда собой, что преодолела первые опасности. Через 15 минут два снегохода сидело в воде. Я в приступе паники жала гашетку и упилила дальше всех и потом сидела посреди озера в одиночестве и ждала, пока вытащат снегоходы. Было страшно и ничего не видно. Еле заметное в облаках солнце скрылось совсем.
Там вдали что-то происходит
Я стала жалеть, что ввязалась в данное мероприятие. Потому что где-то там сейчас нормальные люди сидят на мягких диванах и смотрят в уютный телевизор, едят вкусные булочки с чаем и не мерзнут в одиночестве посреди озер. Почему-то мне мечталось именно о телевизоре и о булочках с чаем, хотя я не ем ни того, ни другого и ТВ, сами знаете, нет у меня.
Еще чуть-чуть и буду писать предсмертную записку:))))
Через пять минут после того как мы выбрались из воды, меня вынесло далеко за пределы проложенного гидом следа. Практически ничего не видно, вокруг прекрасный мягкий и пушистый целинный снег, в котором я и лежу, придавленная снегоходом и радуюсь только одному - Слава Богу я не поехала на программу «Ориентацию Север». А здесь всего пять дней. Нужно продержаться всего пять дней.
Первые два часа показали нам то, что и следует доказать. Дома нужно сидеть, жрать булки и ждать старости!
Кто-то стал жаловаться, что управлять снегоходом трудно. Я молчу, но про себя готова плюсовать миллион к этой фразе.
Дальше пошло чуть легче, но ничего не было видно. Что на небо смотришь, что под ноги. Одна серая зыбь и ветер усиливается. Напрягаешь со всей дури глаза, чтобы не пропустить яму или пропасть, которую рисует мое воображение.
Когда Сергей здесь ехал в первый раз в одна тысяча каком-то году, он действительно ехал через ущелья и скалы. Этот же путь занял у него целый день. Тогда он понял, что делает что-то не так и в следующий раз Михаил из Туманного показал ему правильную дорогу, которая занимает часа два-три. Понятно дело, что мы со своими подвигами ехали сильно медленнее.
По пути еще была рыбалка. Так как мы припозднились, то рыбачили быстро и ничего не поймали. Все знают, как я отношусь к рыбалке? Если нет, то говорю - процесс рыбной ловли я не жалую. Я никогда ни на какие рыбалки с мужем не езжу. И здесь у меня тоже имелись переживания на этот счет - что я буду делать, пока все будут рыбачить? Я же замерзну, замучаюсь, буду психовать и нервничать. И в конце концов захочу прибить своего мужа. А нельзя, он ведь гид. Поэтому в этот раз я была рада, что рыбалка быстро свернулась.
Пока рыбачили я пыталась пойти погулять. Но в обмундировании космонавта сделать это не так просто. Тяжело. Потеешь. Чуть оступился сразу валишься на поверхность неизведанной планеты.
Тундра, присыпанная снежком
В некотором разочаровании, хотя почему разочаровании, я ведь готова была к тому, что мне не понравится. В некотором разочаровании и состоянии «блин и теперь еще 5 дней вот так вот» подъезжаем мы к Баренцеву морю. И что я Баренцева моря не видела что ли? А тут еще 50 оттенков серого вместо Баунти.
Вид Баренцева моря произвел на меня бодрящее действие. Я не знаю, что в нем такого, видимо все дело в ледяном колючем морском воздухе и этом прекрасном во всех отношениях сером цвете. Это было поистине могучее и сильное впечатление.
Я все время ругаю Серегу, что на фотографиях люди с поднятыми руками. При этом поглядите на меня. Невозможно удержаться и не выразить радость бытия
Зима, скалы, море бьется. Кулики в неистовстве убегают от волны по пляжу туда-сюда. Лиса прошла в спокойном темпе в 50 метрах, делая вид, что нас не знает. Серега рассказывает, что часто лиса и россомаха ходят в паре. Один за другим. Кстати, на следующий день мы видели их парные следы.
Снимать на телефон оказывается нужно горизонтально. Но кто же знал:))
Click to view
Некоторые пошли купаться. Я не шучу. Я всегда думала, что купаются в Баренцевом море только не вполне адекватные люди. Хотя отец мой купался везде и в любой сезон. И вот на моих глазах парни практически ныряли.
Меня тут вы сразу узнаете
Это понятно, что я уже всех взбаламутила
Наконец, мы доезжаем до Рынды- рыболовной базы. Рында работает летом, а зимой она ждет лета:). На Рынде живут Николай и Люда. Я уже сто лет как знаю про них. Николай просил никуда не вывешивать его фото. Хорошо, не будем.
Расселяемся, моемся в бане, стол заставлен всевозможной вкусной едой. Жизнь налаживается. Кроме Иры с Володей я никого не могу свести воедино с их снегоходным образом. Люди сняли с себя комбинезоны и шлемы, и никого не могу узнать, кто где. И для меня знакомство происходит заново.
Многие знают, что я не особенно люблю организованные туры. Гид, как правило, имеет квалификацию ниже моей, говорит хуже моего мужа и немалую роль здесь играют участники группы - с ними же еще нужно контактировать и затрачивать на это силы. Люди все разные, к каждому нужен свой подход.
Здесь же гид имеет квалификацию выше моей, говорит как мой муж, а участники группы-таки да, разные, и к каждому нужен свой подход.
На улице уже бушует ураган, засыпаем под скрип трясущихся под ветром стен.
Продолжение