Что досталось Кордове от римлян, арабов и евреев...

Jun 09, 2016 19:02



В мире найдется очень немного городов, которые могут похвастаться тем, что им довелось быть и столицей Римской провинции, и столицей Арабского государства, и Арабского халифата. Кордова именно такой город. Город, в котором до сегодняшних дней сохранилось уникальное сплетение тысячелетней истории, культуры и религий, населявших его народов.
История Кордовы насчитывает более трех тысяч лет и уходит корнями к периоду существования могущественной цивилизации финикийцев, которые еще 1100 лет до нашей эры добрались до южных берегов Иберийского полуострова и начали захватывать эти территории, для своих новых колоний. Считается, что Кордову основали финикийцы в 230 г. до н.э., после того, как захватили древнее ибирийское поселение тартессов (древний испанский народ, имеющий загадочное происхождение) и обосновали там свою колонию Кордуба (Corduba). От финикийского периода в Кордове ничего не сохранилось, а вот римляне постарались на славу. За шесть веков своего правления римляне построили в Кордове сотни сооружений: храмы и дворцы, мельницы и фонтаны, театры и амфитеатры, колониальные форумы, больницы, библиотеки и еще много чего. Кое-что из всего это сохранилось и до наших дней.


Знакомство с Кордовой для большинства туристов начинается именно с римского наследия, когда они входят в старый город по Римскому мосту. Этот мост через Гуадалквивир был построен римлянами в 45 году до нашей эры, во времена римского императора Августа. За прошедшие две тысячи лет мост и не один раз и разрушали, и восстанавливали, и реконструировали. Особенно в этом преуспели мавры, которые в 12 веке даже построили на южной стороне моста огромную сторожевую башню Калаорра. Сейчас в этой башне находится музей истории Мусульманской Испании Аль-Андалус (Museo Vivo de Al-Andalus).


На середине моста есть небольшой открытый алтарь с изображением Сан Рафаеля. Его поместили сюда в 1651 г., после очередной эпидемии. Вокруг алтаря всегда горят свечи и лежат цветы.


Во времена финикийцев и римлян река Гвадалквивир в этом месте была полноводной и судоходной, а теперь чтобы её пересечь и мост не нужен.


Еще одно напоминание о римском периоде истории Кордовы - ворота Пуэрта-дель-Пуэнте. Они украшают северную сторону Римского моста. Эти ворота были когда-то главным проходом в город через городскую крепостную стену.




В старом городе уже с первых шагов становится понятно, что здесь преобладает наследие арабской культуры. Армия арабского халифата отвоевала Кордову в 711 году. Кордова сдалась арабам на почётных условиях и за свою покорность была сделана сначала столицей Кордовского халифата, а после того, как Андалусия отделилась от арабского халифата, Кордова стала столицей независимого эмирата.


В Х веке, во времена правления мавров, Кордова переживала пик своего развития. Город достиг таких огромных размеров, что начал оспаривать у Константинополя звание самого большого города Европы. Число жителей по данным из разных источников достигало от 450 тысяч до 1 миллиона человек. Кордова на тысячи километров в округе славилась своими дворцами, площадями, садами, банями, мечетями и базарами.


Мечетей в Кордове когда-то насчитывалось около одной тысячи, и среди них была одна, самая грандиозная - Великая мечеть Кордовы или Мескита. Эта самая большая мавританская мечеть в Испании, и её статус в мусульманском мире был настолько огромный, что даже считали, что посещение Мескиты делает необязательным паломничество в Мекку и Медину, приравнивая, таким образом, Кордову к этим двум важнейшим святыням ислама.
Мечеть Кордовы настолько грандиозна в своих размерах, что её просто невозможно окинуть взглядом, находясь рядом с её стенами.


Оценить реальные размеры этой мечети можно только, если смотреть на Мескиту с высоты птичьего полета.


Внутренне устройство главной мечети Кордовы не менее грандиозно, чем её размеры. На момент окончания строительства своды мечети поддерживали 1 293 колонны, а освещали 280 люстр, и еще 1 445 более мелких светильников.


В истории этой мечети прослеживается вся история Кордовы. На месте мечети когда-то находился римский храм. Вестготы, пришедшие на смену римлянам, храм разрушили, и возвели на его руинах свою базилику, названную Сен Висенте. Фрагменты этой базилики и сегодня можно увидеть через толстое прозрачное стекло, установленное в полу одной из частей Мескиты. Арабы продолжили традицию разрушения святынь предыдущих завоевателей Кордовы и Кордовская Мескита была построена на руинах базилики Сан Висенте, а в качестве колон, поддерживающих своды мечети, были использованы колонны сотен римских храмов, свезенные со всего средиземноморского побережья.


Когда в 1237 году, Кордову отвоевали у мавров христиане, история повторилась, с той только разницей, что разрушать мечеть не стали, в силу её огромной исторической ценности, а решили внутри мечети построить христианский храм. Для этого было вырублено 400 колон, и на освободившемся месте, прямо внутри мечети, был обустроен католический собор.


Работы по перестройке и изменению отделки Мескиты продолжались еще на протяжении многих столетий, в результате чего она стала уникальным памятником архитектуры, сочетающим в себя мусульманскую мечеть Кордовского Халифата и Кафедральный собор христиан. Её современное название Кордовская соборная мечеть, она внесена в списки Всемирного Наследия Человечества.

Хорошо сохранился до наших дней внутренний двор Мескиты, который служил для религиозных бесед и учений, а также омовений, которые мусульмане были обязаны совершить, прежде чем войти в мечеть.


Когда-то во Дворе омовений росли завезенные из Африки пальмы. Но позже внутреннюю территорию двора засадили апельсиновыми деревьями, и Двор омовений стали называть Апельсиновым двором.


Внутренний двор Мескиты обнесен стеной, на которой располагается башня, служившая в мусульманские времена минаретом.




Что касается евреев, то они когда-то составляли очень большой процент населения всей Андалусии и Кордовы в том числе. И пусть они не строили дворцов и мечетей, как римляне или арабы, но их вклад в развитие культуры и науки был просто огромен. Во время правления Халифата еврейские общины занимали целые кварталы во всех крупных городах. Евреи занимались различными ремеслами, главными из которых были торговля и производство текстильных товаров.


Но после реконкисты и прихода христиан отношение к евреем в Испании резко изменилось и вскоре начались гонения, погромы, и поджеги еврейских кварталов. А с 1483 еврейская община была окончательно изгнана из Кордовы.
В бывшем еврейском квартале уже почти шестьсот лет не живут евреи, но сам квартал сохранил свою первоначальную самобытность, и его внешний облик остался практически неизменным. Сегодня является одним из самых посещаемых районов Кордовы.


Лабиринты узких извилистых улочек, белые стены домов плотно увешены вазонами с цветами.


Старинные дома все с кованными решетками на окнах, и каждый дом имеет свой внутренний дворик - патио. Эти патио особая гордость испанцев и их обустройству они уделяют большое внимание, и в соревнуются между собой. у кого патио лучше. Все дворики очень красиво оформлены, и местами представляют собой настоящие произведения искусства. Во мае проводится даже специальный конкурс на лучшее Патио, и в это время все дворики становятся доступными для посещения туристов.






Здесь и как 500 лет назад полно торговых лавок и ремесленных мастерских, где можно прикупить знаменитые кордовские изделия из кожи, из серебра, и другие местные товары.


Кордова пережила великую эпоху, когда три народа (христиане, евреи и мусульмане) жили бок о бок в мире и согласии, подав всем пример религиозной терпимости и цивилизованности. Три языка вавилонского столпотворения гармонично уживались в одном городе, как и три народа, каждый из которых молился своему Богу. Этот культурный симбиоз оставил после себя значительный след в архитектуре, философии, медицине и многих других сферах науки и культуры. Именно поэтому Кордову называют городом «Трёх культур».

В Кордове родились и жили многие мировые знаменитости различных эпох: римский философ и писатель Луций Анней Сенека, арабский философ Аверроэс (Ибн Рушд), еврейский религиозный философ а также выдающийся деятель науки своего времени, Маймонид, известен в русской литературе, как Моисей Египетский.

Вот такая она эта Кордава...

P.S. Понимаю, что много фото, много текста, много слов, но не смог себя удержать, слишком много все интересного, и очень хотелось обо все упомянуть...

Кнопка для тех
, кто хочет получить уведомление о выходе моего следующего поста...

Испания-Португалия 2012, Испания, Кордова

Previous post Next post
Up