26 октября 2011. Третий день нашего
Автопутешествие по польской Балтике.
В Гданьск мы добрались накануне поздно вечером. Несмотря на все наши старания выехать из Мальборка пораньше, из этого ничего не получилось, Мальборк долго держал нас в в плену и не хотел выпускать. Как результат - поздний приезд и позднее заселение в отель, о чем
есть отдельная история.
Утром, оставив машину на стоянке у отеля, мы пешком отправились знакомиться с Гданьском.
В исторический центр Гданьска мы входили, как короли - по Королевскому тракту. Тем же маршрутом, по которому в Гданьск, на протяжении веков, въезжали особы королевской крови со своей свитой. Королевский кортеж проезжал через несколько парадных ворот, а затем следовал дальше, по роскошной главной улице города.
Королевский тракт есть и в Кракове и Варшаве, но ни один из них не может сравниться с Королевским трактом Гданьска. Вне всякого сомнения, это одна из главных достопримечательностей Польши.
Вдоль главной пешеходной улицы Dluga (Длинная) выстроились трех и четырехэтажные дома с красивыми барочными порталами, готической лепниной, ренессансными фасадами, гербами и причудливыми украшениями.
Архитектура Гданьска воплотила в себе стили и направления разных эпох и культур. За свою тысячелетнюю историю Гданьск многократно менял своих правителей и свою принадлежность к различным государствам. Им правили и династии поморских князей, и Крестоносцы, захватившие город на несколько веков. Был Гданьск и Вольным Городом, войдя в Союз Городов Ганзы, и став его главным защитником со стороны моря. Неоднократно Гданьск возвращался Польской короне, и снова переходил в чужие руки. Был в составе Пруссии и нацисткой Германии.
Улица Длуга, как и любая другая главная туристическая улица, заполонена множеством кафе, ресторанов и ресторанчиков, и завлекает туристов витринами своих магазинов.
Королевский тракт продолжает другая улица - Длуги Тарг (Dlugi Targ) или длинный рынок. Это продолжение улицы Длуга, только намного шире и больше напоминает бульвар.
Здесь находятся несколько красивейших зданий города, в том числе и Двор Артура, бывшее место встреч гданьских купцов, названное в честь короля Артура.
Заканчивается Королевский тракт Зелеными воротами (Zielona Brama) - необычным массивным сооружением с четырьмя арками. Это скорее дом, чем ворота, так как здание строилось как гостевая королевская резиденция, но оказалось, что внутри очень холодно, и ни один польский монарх не ночевал в Зеленых воротах.
Куда дальше направлялись польские короли я не знаю, но точно знаю, что выйдя за Зеленые ворота, мы отправились на поиски не менее красивого места Гданьска - набережной Молтавы и старого порта.
Однако... умеют поляки строить. Современные здания органично вписываются в окружающие их исторические постройки.
Пятиминутная прогулка по кварталам старого города вывела нас на набережную реки Молтава.
Молтава протекает через центр Старого города, и через несколько километров впадает в Вислу, которая через сеть каналов, соединяет Гданькс с Балтийским морем. Благодаря этому в центр Старого города когда-то могли заходить большие суда, и набережная Молтавы много веков служила портом.
Фотографии набережной Молтавы наверное самые растиражированные среди других фото Гданьска.
А это знаменитые Ворота-кран, самый большой в средневековой Европе портовый кран, построенный еще в 1444 г. Он служил для того, чтобы поднимать грузы на суда и устанавливать корабельные мачты. По польски он называется Żuraw (Журав) и считается символом города Гданьска. Сейчас это здание является частью Морского музея Гданьска.
Рядом с красотами набережной соседствуют и места не столько симпатичные. Река Молтава разделена на несколько русел островом, который называется Остров складов.
История острова берет начало с XIV в., когда здесь были основаны первые склады Гданьска. На протяжении многих веков здесь хранились доставляемые грузы в Гданьск и из Гданьска. Территория усиленно охранялась стражниками и стаями собак. Даже действовал запрет на пребывания ночью на острове, а попытка ограбления грозила смертной казнью.
Во время бомбардировок в 1945 году центр Гданьска был превращен в руины. Несколько послевоенных десятилетий шла кропотливая работа по восстановлению прежнего облика города. Все здания имеющие историческую ценность тщательно восстановили, а склады и амбары на острове так и остались руинами. Только немногие из них было решено восстанавливать и единственный уцелевший сейчас занимает Археологический музей.
Пока остров находится в заброшенном состоянии, но зато это излюбленная территория археологов, для которых он настоящая кладезь сокровищ.
С одного берега Молтавы, на другой, можно переправиться на таком вот маленьком кораблике, всего за 2 злотых.
Экспонаты Морского музея Гданьска расположены на всем протяжении набержной, на обеих берегах.
Капитан судна приглашает на прогулку: - Заходи - прокачу )
Через ворота Святой Марии (Brama Sw. Marii), с набережной Молтавы, мы неожиданно снова попали в центр города. Пройдя под средневековыми крепостными воротами, и слегка проплутав по каким-то дворам и закоулкам, к своему удивлению мы вскоре оказались на тихой, но очень милой улице, мощенной булыжником. Это была улица Марьяцкая, еще одна из красивейших улиц Гданьска.
Здесь все первые этажи домов - сплошные магазины, в большинстве которых выставляются на продажу изделия из янтаря.
Янтарь уже издали манит к себе потенциальных покупателей и словно притягивает каким-то своим магическим свечением зайти в лавку.
Пока рассматривали все, что лежало на многочисленных витринах, разговорились с хозяином, и узнали что этим магазином уже несколько столетий владеют члены одной семьи, передавая его из поколения в поколение.
Хозяин этой лавки оказался добрым человеком, и несмотря на то, что мы у него ничего так и не купили, предложил сфотографировать нас вдвоем, на память )
Дальше мы уже шли без какой-то намеченной программы, "куда глаза глядят" и "куда ноги выведут"
И вскоре ноги, а может чувство голода вывели нас к центральному городскому рынку, расположенному в историческом здании.
Здание историческое во всех смыслах этого слова. В центре здания, под стелом, находилась раскопка древнего поселения.
Наши планы на этот день включали еще и поездку в Сопот, поэтому нам нужно было еще добраться до железнодорожного вокзала.
Поиски вокзала оказались делом не совсем простым. Дорогу к нему мы спрашивали у местных, но они не могли нам ни чем помочь. Как ни странно, но поляки, даже те, которые уже в возрасте и жили при Союзе, хоть и разговаривали с нами на плохом русском, но слово вокзал никак не понимали. Только после набора звуков и жестов имитирующих поезд, нас наконец поняли... - Ааааа...- двОрец колейковы (железнодорожный вокзал), и стали нам объяснять как к нему пройти. )))
Вот так выглядит этот "двОрец колейковы" Гданьска. Отсюда, на электричке
мы отправились в Сопот.
На обратном пути из Сопота мы вышли, на одну или две остановки, не доезжая центра Гданьска и отправились на шоппинг в "Галлерию Балтийска".
В свой отель добрались уже затемно и совсем без сил. А завтра нас ждала обратная дорога домой, с еще одной ночевкой в Белостоке, в отеле у пана Юрека.