Зачем каналы Амстердаму?

Aug 21, 2015 15:02



На днях просматривал свои фотоархивы и обнаружил вопиющую несправедливость... Шесть лет уже прошло с того момента, как я впервые побывал в Амстердаме, а до сих пор ни одной фотографии этого города я так и не выложил у себя в журнале, и не посвятил Амстердаму ни одной строчки. Две сотни амстердамовских фото незаслуженно "пылятся" на полках моих жестких дисков, в полном забвении. Решил исправить ситуацию и стал отбирать фото для поста. Смотрю, просматриваю... Тут каналы, здесь опять каналы и снова каналы. Гляжу на них, а сам себе задаю вопрос: - А нафига вообще этим амстердамцам приспичило строить город на воде, рыть каналы, вбивать по тысяче свай в топкий грунт, чтобы потом строить дома на сваях? Даже интересно стало... пошел искать ответы, пообщался с Википедией, поспрашивал у Гугла и вот что выяснил..
Осторожно - дальше много букфф, фото и подробностей. Кто этого не любит - под кат лучше не заглядывать, пишу не столько для читателей - сколько для себя.

Специально строить город здесь никто не планировал. До начала 13 века здесь находилось небольшое рыбацкое поселение и для рыбаков это место было очень удобным для выхода рыбацких лодок в море. Здесь река Амстел впадает в более широкую реку Эй, которая через несколько километров от слияния с Амстелом, впадает в Южное море (Зёудер-зее) - тихий и неглубокий залив Северного моря. Вот так выглядит этот залив сегодня.






Спасаясь от постоянных наводнений и затопления жители рыбацкой деревни возвели дамбу с мостом через реку Амстел, что и дало название этому поселению - Амстердам, что в буквальном смысле означает - дамба на реке Амстел.


Со строительством дамбы началось и процветание этого места. Дамба соединила северную часть страны с южной частью, где располагались богатые сельскохозяйственные земли и процесс пошел. К 1300 году Амстердам уже получил титул города, став крупным товарным узлом, а  к 15 веку - это уже крупный город-порт, крупнейший торговый центр Нидерландов.


Что касается каналов, то оказывается, что они были здесь всегда. Река Амстел, протекая через центр города образовывала сеть каналов и проток, которые были соединены многочисленными мостами. По количеству мостов Амстердам превосходит Венецию. У Амстердама их более 1500.




Но история с каналами этим не ограничивается. Город рос и земли стало не хватать для того, чтобы вместить всех желающих здесь поселиться. А когда в 1585 году главный портовый город Антверпен захватили испанцы и в Амстердам хлынул поток беженцев, то проблема перенаселения города стала принимать масштабы катастрофы.


Сильно сомневаюсь в исторической достоверности этой версии, но она мне нравится. Согласно ей, спас ситуацию скромный плотник Хендрик Стэтс, который не сильно разбирался в сложных чертежах, но в 1609 году разработал план, согласно которому площадь для строительства домов, складов и причалов для барж можно было увеличить в три раза. Он предложил вырыть вокруг города три параллельных канала, а вынутый грунт использовать для создания насыпей, на которых будут построены дома. И вот, что в итоге из этого проекта получилось.


Как бы там не было на самом деле, но с конца 16-го века и почти весь век 17-й, Амстердам был похож на огромную строительную площадку. В течение этих лет стройка, начавшаяся на севере, постепенно переместилась к югу и к окончанию строительства город преобразился. Были сооружены три канала:
Herengrach (Херенграхт) - Господский
Keizersgracht (Кайзерстрахт) - Императорский
Prinsengracht (Принсенграхт) - самый длинный - канал Принцев.

С дальнейшим ростом города - росло и количество каналов. Их строительство продолжается и по сегодняшний день. Одними из самых новых являются каналы Brantasgracht, Lamonggracht, Majanggracht и Seranggracht, сооруженные в 1995 году на искусственном острове в заливе Эй. Вдоль них стоят жилые дома, дизайн которых представляет собой современную интерпретацию классической амстердамской архитектуры. Ширина их фасадов 4,5 м, каждый насчитывает 4-5 этажей.






Кроме реки Амстел, город город соединён с Северным морем еще и Нордзе-каналом, а каналом Амстердам-Рейн с рекой Рейн, и это при том, что находится этот канал на высоте 2 м ниже уровня моря.


После Второй мировой войны снова остро встала проблема нехватки жилья и многие горожане поселились в лодках и судах, стоящих по берегам каналов.


Сейчас в качестве жилья используется более 2500 деревянных, железных и современных бетонных жилых лодок.


Среди них есть нелегальное и легальное плавучее жилье, отличить которое можно по наличию подключенных коммуникаций. Легальные жилые лодки зарегистрированы как «плавучее жилье» и за каждой из них закреплено свое место.




Интересная особенность Амстердама, как впрочем и других городов Нидерландов - это способ доставки габаритных предметов в дома. Многовековая нехватка жилплощади привела к тому, что лестничные пролеты стали настолько узки, что по ним в дом уже нельзя ничего занести. Решается это проблема через окна - либо с помощью современных подъемников, либо по старинке, с помощью веревки, перекинутой через крюк на балке, в качестве блока. Такие балки выступают практически над каждым подъездом любого дома.




Есть такая шутка... Когда у жителей Амстердама спрашивают какая глубина ваших каналов, они отвечают - три метра. Метр воды, метр ила и метр велосипедов... )) И, как всегда, в каждой шутке, есть только доля шутки. Прорыты каналы на разной глубине. Есть неглубокие...




а есть и такие...


Стенки всех каналов выложены каменной кладкой, и чтобы сохранить её от разрушений - скорость движения всех судов по каналам ограничена.


В завершении рассказа о каналах Амстердама - небольшая подборка фото, сделанных во время прогулки на катере. Если хотите - взгляд на Амстердам из воды )
































Спасибо всем, кто дочитал и досмотрел этот пост до конца, возможно вам, как и мне, история строительства каналов показалась интересной.
В следующий раз будет рассказ о наземной части столицы Нидерландов.

Использованы материалы 1 2

trip 2009, Амстердам, Голландия

Previous post Next post
Up