Морской ястреб скопа

Jun 08, 2022 10:21

Занесён в Красную книгу. Акварель, бумага 36 Х 48 см. Нарисован для проекта "Исчезающая красота России".
Теперь уже точно известно, что вместе с работой Сапсан, будет участвовать в выставке "Эпосы. Растения и животные" в Петрозаводске.




Птица-рыболов, охотится, пикируя на рыбу, плавающую у поверхности, выставив вперёд лапы с внушительными когтями. Может схватить сразу и пару крупных рыбин, проткнув их своими крючьями. На большинстве фоток у этой птицы какой-то безумно-истеричный взгляд, но натуралисты говорят, что скопа очень спокойный, покладистый и добродушный сосед для других птиц. Сама не нападает и не даёт нападать другим хищникам.





Эпосы с упоминанием скопы выглядят как наброски/заготовки, можно было бы и получше придумать:

1.
Ханты и манси рассказывали, что у небесного бога Торума был сын по имени Сюхес, что значит скопа. Торум отправил сына на землю творить добро и велел хорошо одеться. Сын не послушался, сказал, что не замерзнет. Тогда Торум напустил мороз, сын упал, и Торум превратил его в птицу, которая летает высоко, но до неба подняться не может.

2.
Скопа упоминается и в буддийской традции, в одной из джатак - историй о прошлых воплощениях Будды. В джатаке 486 (Mahāukkusa-Jātaka) рассказывается, как царь птиц Скопа всю ночь носил на крыльях и в клюве воду и тушил огонь, который люди разожгли под деревом с гнездом пары ястребов, отдавшихся под его покровительство. Когда Скопа выбился из сил, на помощь пришла Черепаха, а потом и царь зверей Лев, который одним своим видом так напугал людей, что те убежали. В конце истории Будда говорит, что в том воплощении Черепахой и Скопой были его нынешние ближайшие ученики Маудгальяяна и Шарипутра, а сам он был Львом.

3.
У народов Меланезии скопа неоднократно упоминается в мифах о женщине и ее сыне-птице. Оставшаяся в итоге разных приключений в одиночестве женщина ловит птенца скопы, или высиживает ее яйцо, или даже сама рождает такое яйцо. В результате у нее появляется сын-скопа, который ловит рыбу и ее кормит. Потом он приносит ей огонь (или сверло для добывания огня), таро, ямс, топор, одежду, посуду - всячески обустраивает ее быт. В конце мать и сын возвращаются в ее родную деревню или основывают новое поселение, жители которого возникают из перьев скопы.

4.
У народа ила (Замбия) скопа входит в числе существ, пытавшихся принести огонь с неба. В полет отправились Скопа, Стервятник, Ворона и Оса. Кости трех птиц упали на землю, а Оса достиг цели, получил огонь и стал главой всех птиц и насекомых. На островах Адмиралтейства рассказывали, что раньше люди грели пищу на солнцепеке. Одна женщина послала Скопу и Скворца за огнем на небо. Скопа достал огонь, понес, но на полпути передал Скворцу, который обгорел, стал меньше Скопы, но принес огонь людям. А вот у калифорнийских индейцев винту именно Скопа становится удачливым добытчиком огня. Огонь имелся у одной женщины, бог-создатель послал за ним птиц, и Скопа смог пролезть под стеной и достать искру.

5.
Герой одного из преданий индейского народа мохаве не мог решить, как ему умереть. Он ложился головой на запад, на север, на восток, на юг, закапывался в землю - всё ему не нравилось. Наконец, он вытянул руки, оброс перьями, взлетел и превратился в скопу.

6.
В юкагирском сказании скопа стала участником сложного процесса появления первого человека. Айви (человеческая душа) поднялась из Нижнего мира в Средний в виде травинки. Травинку съела мышь, мышь проглотила рыба ленок, ленка - скопа. Из живота ленка выпрыгнула живая мышь, сова схватила и съела ее, травинка выпала на землю и, наконец, стала человеком.

7.
У не-персе (северо-запад США) одна из дочерей незадачливого Койота была замужем за Скопой. Койот, навешавший по очереди своих дочерей, всегда пытался подражать зятьям, но неудачно. Скопу он посетил последним. Тот нырнул в прорубь и принес рыбу, а Койот, прыгнув с дерева, разбил свою голову об лед. Аналогичный сюжет есть липанов (Нью-Мексико) и сахаптинов (северо-запад). Народ квилеут говорил, что раньше самые зоркие глаза были у Улитки, Скопа взяла их на время и не вернула. Это сюжет встречается и у других народов Северной Америки, но глаза у Улитки отбирают другие персонажи.

8. У ряда бантуязычных народов юга Африки молния считается птицей, которая в момент, когда гремит гром, откладывает яйцо. Некоторые колдуны способны найти и использовать в своих целях такое яйцо (народ суто считал, что птица откладывает яйцо в термитник, может быть, за яйца чудесных птиц принимали крупных термитов-маток?). У народа коса в качестве птицы-молнии выступает скопа с белой шеей.
9.
В одном из сказаний оджибве герой Манабазу победил великана, убившего всех остальных людей, и нашел мешок, в котором великан хранил сердца своих жертв, а также выпустил из неволи птиц. Но по пути домой Манабазу и его помощницу белку проглотил кит. Манабазу убил кита изнутри и попросил птиц проклевать в теле кита отверстие. Птицы помогли, Манабазу и белка вышли на волю. Герой наградил всех птиц. Например, чайку раскрасил белым, а скопе дал когти для охоты на рыбу и сделал ее вождем птиц. Белка и Манабазу доставили сердца, положили их на могилы, и все люди ожили. А герой получил им Hiawatha «Всеотец».

10.
В средние века в Европе была распространена легенда о том, что скопа в силу своего благородства настолько лишает воли увиденную рыбу, что та сама поднимается к поверхности воды и переворачивается кверху брюхом, ожидая, когда птица ее схватит. Об этой легенде упоминает Шекспир в «Кориолане».

11.
Аристотель и Плиний Старший рассказывают легенду о тренировках остроты зрения, которую якобы устраивает скопа своим птенцам. «Морской орел обладает наиболее острым зрением и принуждает детей, когда они еще без перьев, смотреть на солнце, а не желающего бьет и поворачивает, и у кого глаза раньше начинают слезиться, того убивает, другого же выкармливает» (Аристотель «История животных», IX, 125, перевод В. П. Карпова). Еще одна легенда встречается в трудах Альберта Великого (XIII век) и английского хрониста Рафаэля Холиншеда (XVI век). Они полагали, что у скопы одна нога снабжена перепонками меж пальцев, как у водоплавающих птиц, а другая - длинными когтями, как у хищных. В выпущенной в 1880 году книге М. Забылина «Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» говорится, что скопой называли мифическую смертоносную птицу с ядовитыми когтями. Но других упоминаний об этом предании не обнаруживается.

12.
В скопу превратился греческий герой Нис.

Вот, как выглядит эта история в изложении Гигина: «У Ниса, сына Марса или, как говорят другие, Деиона, царя Мегар, был на голове, как говорят, пурпурный волос. Ему было предсказано, что он будет царствовать столько, сколько сбережет этот волос.

Когда Минос, сын Юпитера, пришел воевать с ним, Сцилла, дочь Ниса, по внушению Венеры полюбила его и, чтобы он победил, отрезала у спящего отца роковой волос. Поэтому Нис был побежден Миносом.

Когда Минос возвращался на Крит, Сцилла просила его, чтобы он увез ее с собой, как обещал. Он сказал, что святая земля Крита не примет такого преступления. Она бросилась в море, чтобы отец не догнал ее. Нис же, когда преследовал дочь, превратился в птицу галиаэта, то есть скопу, а его дочь Сцилла в рыбу, которую называют губаном, и еще и теперь, когда эта птица увидит, как плывет эта рыба, она бросается в воду, хватает ее и разрывает когтями» («Мифы», 198, перевод Д. О. Торшилова). Имя «Деион» в этом тексте ошибка вместо правильного «Пандион».

В «Мифологии» Аполлодора и схолиях к Еврипиду излагается немного иная версия. Сцилла не сама кинулась в море, а Минос бросил ее, связав ноги, поэтому она и стала рыбой. Овидий же писал, что Минос, возмущенный поступком Сциллы, заключил мир с Нисом, а она бросилась в море, пытаясь догнать его корабли, а о дальнейшей судьбе Ниса Овидий не рассказывает.

рисунки, акварель, заметки, любопытная хрень

Previous post Next post
Up