Занесён в Красную книгу. Акварель, бумага 36 Х 48 см. Нарисован для проекта
"Исчезающая красота России".
Теперь уже точно известно, что вместе с работой Сапсан, будет участвовать в выставке "Эпосы. Растения и животные" в Петрозаводске.
Птица-рыболов, охотится, пикируя на рыбу, плавающую у поверхности, выставив вперёд лапы с внушительными когтями. Может схватить сразу и пару крупных рыбин, проткнув их своими крючьями. На большинстве фоток у этой птицы какой-то безумно-истеричный взгляд, но натуралисты говорят, что скопа очень спокойный, покладистый и добродушный сосед для других птиц. Сама не нападает и не даёт нападать другим хищникам.
Эпосы с упоминанием скопы выглядят как наброски/заготовки, можно было бы и получше придумать:
1.
Ханты и манси рассказывали, что у небесного бога Торума был сын по имени Сюхес, что значит скопа. Торум отправил сына на землю творить добро и велел хорошо одеться. Сын не послушался, сказал, что не замерзнет. Тогда Торум напустил мороз, сын упал, и Торум превратил его в птицу, которая летает высоко, но до неба подняться не может.
⠀
2.
Скопа упоминается и в буддийской традции, в одной из джатак - историй о прошлых воплощениях Будды. В джатаке 486 (Mahāukkusa-Jātaka) рассказывается, как царь птиц Скопа всю ночь носил на крыльях и в клюве воду и тушил огонь, который люди разожгли под деревом с гнездом пары ястребов, отдавшихся под его покровительство. Когда Скопа выбился из сил, на помощь пришла Черепаха, а потом и царь зверей Лев, который одним своим видом так напугал людей, что те убежали. В конце истории Будда говорит, что в том воплощении Черепахой и Скопой были его нынешние ближайшие ученики Маудгальяяна и Шарипутра, а сам он был Львом.
⠀
3.
У народов Меланезии скопа неоднократно упоминается в мифах о женщине и ее сыне-птице. Оставшаяся в итоге разных приключений в одиночестве женщина ловит птенца скопы, или высиживает ее яйцо, или даже сама рождает такое яйцо. В результате у нее появляется сын-скопа, который ловит рыбу и ее кормит. Потом он приносит ей огонь (или сверло для добывания огня), таро, ямс, топор, одежду, посуду - всячески обустраивает ее быт. В конце мать и сын возвращаются в ее родную деревню или основывают новое поселение, жители которого возникают из перьев скопы.
⠀
4.
У народа ила (Замбия) скопа входит в числе существ, пытавшихся принести огонь с неба. В полет отправились Скопа, Стервятник, Ворона и Оса. Кости трех птиц упали на землю, а Оса достиг цели, получил огонь и стал главой всех птиц и насекомых. На островах Адмиралтейства рассказывали, что раньше люди грели пищу на солнцепеке. Одна женщина послала Скопу и Скворца за огнем на небо. Скопа достал огонь, понес, но на полпути передал Скворцу, который обгорел, стал меньше Скопы, но принес огонь людям. А вот у калифорнийских индейцев винту именно Скопа становится удачливым добытчиком огня. Огонь имелся у одной женщины, бог-создатель послал за ним птиц, и Скопа смог пролезть под стеной и достать искру.
⠀
5.
Герой одного из преданий индейского народа мохаве не мог решить, как ему умереть. Он ложился головой на запад, на север, на восток, на юг, закапывался в землю - всё ему не нравилось. Наконец, он вытянул руки, оброс перьями, взлетел и превратился в скопу.
⠀
6.
В юкагирском сказании скопа стала участником сложного процесса появления первого человека. Айви (человеческая душа) поднялась из Нижнего мира в Средний в виде травинки. Травинку съела мышь, мышь проглотила рыба ленок, ленка - скопа. Из живота ленка выпрыгнула живая мышь, сова схватила и съела ее, травинка выпала на землю и, наконец, стала человеком.
⠀
7.
У не-персе (северо-запад США) одна из дочерей незадачливого Койота была замужем за Скопой. Койот, навешавший по очереди своих дочерей, всегда пытался подражать зятьям, но неудачно. Скопу он посетил последним. Тот нырнул в прорубь и принес рыбу, а Койот, прыгнув с дерева, разбил свою голову об лед. Аналогичный сюжет есть липанов (Нью-Мексико) и сахаптинов (северо-запад). Народ квилеут говорил, что раньше самые зоркие глаза были у Улитки, Скопа взяла их на время и не вернула. Это сюжет встречается и у других народов Северной Америки, но глаза у Улитки отбирают другие персонажи.
⠀
8. У ряда бантуязычных народов юга Африки молния считается птицей, которая в момент, когда гремит гром, откладывает яйцо. Некоторые колдуны способны найти и использовать в своих целях такое яйцо (народ суто считал, что птица откладывает яйцо в термитник, может быть, за яйца чудесных птиц принимали крупных термитов-маток?). У народа коса в качестве птицы-молнии выступает скопа с белой шеей.
9.
В одном из сказаний оджибве герой Манабазу победил великана, убившего всех остальных людей, и нашел мешок, в котором великан хранил сердца своих жертв, а также выпустил из неволи птиц. Но по пути домой Манабазу и его помощницу белку проглотил кит. Манабазу убил кита изнутри и попросил птиц проклевать в теле кита отверстие. Птицы помогли, Манабазу и белка вышли на волю. Герой наградил всех птиц. Например, чайку раскрасил белым, а скопе дал когти для охоты на рыбу и сделал ее вождем птиц. Белка и Манабазу доставили сердца, положили их на могилы, и все люди ожили. А герой получил им Hiawatha «Всеотец».
⠀
10.
В средние века в Европе была распространена легенда о том, что скопа в силу своего благородства настолько лишает воли увиденную рыбу, что та сама поднимается к поверхности воды и переворачивается кверху брюхом, ожидая, когда птица ее схватит. Об этой легенде упоминает Шекспир в «Кориолане».
⠀
11.
Аристотель и Плиний Старший рассказывают легенду о тренировках остроты зрения, которую якобы устраивает скопа своим птенцам. «Морской орел обладает наиболее острым зрением и принуждает детей, когда они еще без перьев, смотреть на солнце, а не желающего бьет и поворачивает, и у кого глаза раньше начинают слезиться, того убивает, другого же выкармливает» (Аристотель «История животных», IX, 125, перевод В. П. Карпова). Еще одна легенда встречается в трудах Альберта Великого (XIII век) и английского хрониста Рафаэля Холиншеда (XVI век). Они полагали, что у скопы одна нога снабжена перепонками меж пальцев, как у водоплавающих птиц, а другая - длинными когтями, как у хищных. В выпущенной в 1880 году книге М. Забылина «Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» говорится, что скопой называли мифическую смертоносную птицу с ядовитыми когтями. Но других упоминаний об этом предании не обнаруживается.
⠀
12.
В скопу превратился греческий герой Нис.
⠀
Вот, как выглядит эта история в изложении Гигина: «У Ниса, сына Марса или, как говорят другие, Деиона, царя Мегар, был на голове, как говорят, пурпурный волос. Ему было предсказано, что он будет царствовать столько, сколько сбережет этот волос.
⠀
Когда Минос, сын Юпитера, пришел воевать с ним, Сцилла, дочь Ниса, по внушению Венеры полюбила его и, чтобы он победил, отрезала у спящего отца роковой волос. Поэтому Нис был побежден Миносом.
⠀
Когда Минос возвращался на Крит, Сцилла просила его, чтобы он увез ее с собой, как обещал. Он сказал, что святая земля Крита не примет такого преступления. Она бросилась в море, чтобы отец не догнал ее. Нис же, когда преследовал дочь, превратился в птицу галиаэта, то есть скопу, а его дочь Сцилла в рыбу, которую называют губаном, и еще и теперь, когда эта птица увидит, как плывет эта рыба, она бросается в воду, хватает ее и разрывает когтями» («Мифы», 198, перевод Д. О. Торшилова). Имя «Деион» в этом тексте ошибка вместо правильного «Пандион».
⠀
В «Мифологии» Аполлодора и схолиях к Еврипиду излагается немного иная версия. Сцилла не сама кинулась в море, а Минос бросил ее, связав ноги, поэтому она и стала рыбой. Овидий же писал, что Минос, возмущенный поступком Сциллы, заключил мир с Нисом, а она бросилась в море, пытаясь догнать его корабли, а о дальнейшей судьбе Ниса Овидий не рассказывает.