Этот пост может вызвать у многих очень враждебную реакцию, но я всё же хочу поделиться, это моя попытка разобраться.
В связи с недавним открытием памятника Гайдару в Москве, естественно, многие снова начали вспоминать о том негативном, с чем связывается имя Гайдара - потере своих сбережений, ограблении народа и т.д., многие перепостили картинку с Гайдаром и черепами У меня не совсем сформирован взгляд на то, что происходило тогда, хотелось бы этот пробел как-то восполнить. Я думаю, чтобы сформировать своё мнение, хорошо ознакомиться с доводами обеих сторон (как в суде).
Вот что
пишет Фонд Гайдара о том, "кто ограбил население" (здесь некоторые выдержки из статьи, вернее, из книги «Мифы о 90-х: Анатомия лжи», которая расположена по ссылке):
"Хронический дефицит товаров, характерный для социализма, приводил к формированию вынужденных сбережений у граждан. В последние два десятилетия существования СССР положение на потребительском рынке все более и более ухудшалось".
"...вклады населения не были обеспечены товарными запасами: на эти деньги просто ничего нельзя было купить. Причем советское руководство умело поддерживало иллюзию наличия у граждан больших накоплений тем, что у людей периодически появлялась возможность купить полезные для них вещи по фиксированным ценам. Люди видели: если долго-долго стоять в очереди, завести нужные связи, еще чуть-чуть доплатить кому надо, то можно превратить свои сбережения в товары и услуги. Надо чуть-чуть подождать и все будет хорошо. Проблем состояла в том, что если бы они захотели реализовать свое право поменять деньги на товары одновременно - у них ничего бы не вышло. Даже на черном рынке цены бы взвились до небес, если бы советские граждане перестали терпеливо ждать светлого будущего и захотели «отоварить» свои сбережения".
"...именно советское руководство создало у населения иллюзию того, что у них на счетах хранятся значительные сбережения, в то время как на самом деле дефицит товаров делал накопленные средства бессмысленными фантиками".
"Испугавшись политической ответственности за обесценение вкладов, советское руководство приняло решение о компенсации населению потерь от обесценения сбережений в связи с единовременным повышением цен
[9]. Так как цены либерализованы не были, и товаров больше не стало, на эту компенсацию ничего нельзя было купить. Поэтому во избежание крайне неприятной ситуации, когда население попытается забрать из банка компенсацию и не сможет на нее ничего купить, на всякий случай эта компенсация была перечислена на обособленный счет, снятие денег с которого было разрешено только по прошествии трех лет. Иными словами, советское руководство металось между экономической необходимостью признать тот факт, что вклады населения, по сути, являлись фикцией, и политической невозможностью это сделать".
"Безусловно, у миллионов российских граждан осталась незаживающая рана инфляционного обесценения советских денежных сбережений безотносительно к тому, хранились они на счете в сберкассе или в тумбочке дома. Однако нельзя забывать, что именно скрытая инфляция времен Перестройки в значительной мере эти самые сбережения во многом и создала".