Наконец-то посетил музей метрополитена, так давно хотелось там побывать! Для тех, кто любит и интересуется метро (метрофаны, диггеры, сталкеры) такой поход станет настоящим подарком. Так что предлагаю большой фотопост о музее Петербургского метро.
02. Вход в музей.
Музей метрополитена расположен в том же здании, что и метро "Приморская". Кстати, это не музей в обычном понимании, то есть не учреждение культуры, а Интерактивный центр истории метрополитена, находящийся в ведении самого метрополитена, т.е. организации
ГУП "Петербургский метрополитен".
Стоимость билета: 100 р. - школьникам, пенсионерам, инвалидам, детям из многодетных семей, воспитанникам детских домов и 300 р. - всем остальным.
03. Как и другие музеи, стремящиеся не отставать от времени, музей метро интерактивен (собственно, это интерактивный центр и есть): всюду имеются различные дисплеи, на которых можно выбрать интересующую вас тематику.
Вот тут, например, щёлкнув по тумблеру, можно включить подсветку соответствующей линии метро на карте города.
04. Карта Петербурга с линиями метро. С 1992 года линии стали называть просто - по цветам и номерам, до этого же в названиях отражалась география города. Теперь такое "традиционное" именование осталось только в музее. И ещё: в Петербурге, преимущественно, говорят "линия", а "ветки", они всё как-то больше в Москве.
05. Мы здесь.
Прерывистая зелёная линия показывает приоритетную на сегодняшний день задачу: строительство перегона между метро "Приморская" и новой станцией "Новокрестовская", которая должна открыться весной этого года к чемпионату мира по футболу (рядом с ней новый стадион).
06. Экскурсию проводил Виктор Васильевич Червяков - директор Интерактивного центра истории метрополитена, человек, работающий в Петербургском (Ленинградском) метрополитене 47 лет. Очень интересно и с юмором подаёт материал, если будете в этом музее, рекомендую попасть на его экскурсию - вы точно не заскучаете и узнаете много нового.
07. Музей хоть и интерактивный, но, естественно, есть и историческая часть, где интерактивность излишня.
Метро в Петербурге должно было появиться ещё раньше, чем в Москве!
08. Трамвай - старейший общественный транспорт, в каком-то смысле предвестник метрополитена. Лошадка сожалеет, что осталась не у дел.
09. Неизвестный автор. Проект эстакады наземного метрополитена. 1902 год.
Варианты того, каким быть метрополитену города, предлагались самые разные.
10. Неизвестный автор. Проект городской магистрали с эстакадами и вагонами железной дороги. 1902 год.
А здесь линия метро проходит по-над набережной Мойки.
11. Проект первой очереди метрополитена 1941 года.
12. Метро в Ленинграде было запущено 15 ноября 1955 года. Первые пассажиры метрополитена оставляли отзывы в специальной книге. Одна гражданка, по словам В. В. Червякова, отозвалась о своей поездке примерно так: "Спасибо партии за этот чудесный подарок, я с восторгом осмотрела все эти подземные дворцы. Я будто побывала на том свете!"
13. В музее можно совершить виртуальное погружение в слой кембрийской глины - именно на таком уровне обычно находятся станции метро Петербурга. По средней глубине станций Петербургский метрополитен - самый глубокий в мире.
До того, как стали использовать проходческие щиты, метростроевцы, по словам нашего замечательного экскурсовода, были вооружены лишь "отбойным молотком, лопатой, вагонеткой и комсомольским задором".
14. Пресс-секретарь Петербургского метрополитена Юлия Владимировна Шавель и Илья Тихомиров, художник, автор серии рисунков о том, как не надо себя вести в метро.
15. Из работ Ильи Тихомирова:
16.
17.
18. Зал, где проходила выставка Ильи Тихомирова, известен главным образом тем, что в нём висит барельеф Сталина, демонтированный со станции "Технологический институт" вместе с некоторыми другими (Энгельса, химика Фаворского, кораблестроителя Крылова) в 1961 году. Таким образом, барельеф Сталина был снят не потому, что "это Сталин", а из-за борьбы с архитектурными излишествами. В метро было и другое изображение Сталина - мозаика на станции "Нарвская", она была разобрана, а от Сталина с той мозаики остались одни усы, которые лежат на нижнем этаже музея, мы не будем их показывать здесь.
19. Среди книг-экспонатов выставлена книга о Петербургском метрополитене, которую можно приобрести. Автор книги - пресс-секретарь Петербургского метрополитена Ю. В. Шавель, которая собрала множество уникальной информации о каждой станции Петербургского метрополитена.
20. Один из самых интересных экспонатов - макет "метро Петербурга в миниатюре" с движущимися поездами.Здесь мы видим Финляндский вокзал и станцию "Площадь Ленина".
21. Станции метро "Технологический институт" 1 и 2.
22. Депо "Автово".
23. Станция метро "Автово". Неглубокая станция, без эскалаторов, по совместительству одна из самых красивейших станций мира.
24. Кстати, часть облицованной стеклом колонны со станции "Автово" тоже выставлена в музее метро.
25. Колонна вблизи. Сзади - турникет.
26. После денежной реформы в СССР 1961 года оплатой проезда стал опускаемый в турникет пятак.
27. А до 1961 года рядом с турникетом стоял контролёр, проверявший оплату проезда.
28. Турникеты: от старых к современному.
29. Так выглядит обычный современный турникет метро.
30. А так - старый, "опасный" турникет или "как в Москве", с раздвижными створками.
31. Макет "Фрагмент путевого хозяйства с устройством автоблокировки".
Здесь можно узнать о том, как, собственно, движется поезд по тоннелю, что такое контактный рельс, зачем в метро светофоры и другое, в том числе - что делать, если упали с платформы на пути и на какой станции лучше на пути не падать (на "Спортивной").
32.
33.
34. В музее нет дневного света, который шёл бы из окон, а тот, что имеется - местами слегка приглушённый, я бы сказал, -таинственный.
35. Спускаемся ещё ниже.
36. Метро на Невском проспекте.
"Несбывшееся", своего рода. Это не исторический проект, а работа современного художника - выдаёт буковка (\/), которая используется для обозначения Петербургского метро. Кстати, почему буква М такая странная? Полукруглые элементы в букве символизируют своды тоннелей, а наклонные - эскалаторы.
37.
38. Часть экспозиции рассказывает о случившемся в 1974 году размыве между станциями "Лесная" и "Площадь Мужества". Между этими станциями курсировал бесплатный автобус №80 до 2004 года, когда размыв удалось устранить.
39. Для устранения размыва была использована заморозка жидким азотом, тоннель был затоплен, а в обход размыва был проложен новый тоннель. Кстати, в 1986 году на "Ленфильме" сняли кино "Прорыв", повествующее о некоторых событиях, связанных с размывом. Жаль, что фильм не сняли позже, так как в 90-х годах и затем, до окончательной ликвидации последствий размыва, произошёл ещё целый ряд событий, если бы фильм охватил их все, получилась бы захватывающая, героическая история с хорошим концом.
40. Элементы убранства с различных станций собраны в одном месте, и это не только мозаики, но и вазы, фонари. Всё это, вместе с интересным освещением, даёт очень необычное ощущение, похожее на "сгущение в сновидениях".
41. Греки со "Спортивной".
42. Фонари.
43. Далее музей воспроизводит "ЦПУ" метрополитена - диспетчерской, поста централизации, графика движения поездов.
44. Нажав нужную кнопку, можно просмотреть фильмы о тех или иных ситуациях в метро.
45.
46.
47. Вообще, музей снабжён немалым количеством сенсорных дисплеев, которые помогут узнать глубже о службах метро или об определённой технической стороне работы метрополитена - эскалаторах, например.
48. Можно посидеть в кабине машиниста и даже "прокатиться".
Click to view
49. Элементы упраления в кабине машиниста.
50.
51. В музей выставлено бессчётное количество разных карточек (по-московски - "проездной"), открыток, значков и сувенирной продукции различных времён. Любители метро будут очень рады.
52.
53.
54. За 100 рублей можно купить лист с распечатанным вагоном, вырезать и склеить.
55. В музее представлено большое количество оборудования различного назначения. Вот, например, машина для подсчёта монет.
56. Аппарат по продаже жетонов.
57. Машина для счёта монет МС-3. 1970 год. Считает советские монеты номиналом от 1 копейки до 1 рубля, а также юбилейные монеты.
58. В музее также есть отдел, посвящённый метрополитенам других городов (а всего метрополитенов в России семь) и стран.
Привет Новосибирску.
59. Привет Самаре.
60. Салам Казани.
61. Петербургский метрополитен, если так можно выразиться, "отслеживает", что происходит в метрополитенах других стран: имеются сведения о токийском (вернее токийских - там сразу несколько метрополитенов), берлинском, и уж конечно, самом первом метрополитене - лондонском:
62. О немецком метро.
63. О метро в г. Дубай, где поезда перемещаются автоматически, без машинистов.
64. И, конечно, о Московском.
65. Интересно, что метрополитен Москвы со своей стороны также не оставляет без внимания метрополитен Петербурга: к 60-летию Петербургского метрополитена, например, Московский метрополитен подарил Петербургскому "кусочек Москвы":
66. "Кусочек Москвы" в другом ракурсе.
67. Также интересно осмотреть (в сравнении) модели подвижных составов разных лет.
Один из самых узнаваемых петербургских метропоездов - с буковкой V на дверях.
68. А вот так выглядели первые вагоны Ленинградского метрополитена. Собирались в Мытищах с 1947 по 1955 г.
69. Кстати, метро Петербурга перевозит за день около двух миллионов пассажиров.
70. Помню, ещё не так давно люди задавали друг другу вопрос: "А ты видел чёрные вагоны в метро?" Таким казался необычным дизайн и цвет, а теперь вот современных вагонов в метро довольно много.
К слову, стоимость такого вагона составляет около 100 миллионов рублей, а сам вагон снабжён антивандальными сиденьями, принудительной вентиляцией и асинхронным приводом, то есть способен отдавать электроэнергию обратно в сеть во время торможения.
71. В общем, посетить Интерактивный центр истории метрополитена я вам всячески рекомендую! И уж не думайте, что я вам тут всё рассказал, это совсем, совсем не так! И ещё: я вот специально не буду рассказывать, действительно ли «за этими дверями» на станциях хранится тушёнка и какой из юбилейных жетонов сейчас уже стоит 25 000 рублей.