Дворец в Пелле

Jul 22, 2009 22:33

Гатчина, Пушкин, Павловск, Петродворец, Стрельна, Ораниенбаум. Эти дворцовые ансамбли известны всем. Но малоизвестен ещё один дворец, который должен был стать главным украшением ожерелья царских резиденций вокруг Петербурга.
«Все мои загородные дворцы только хижины в сравнении с Пеллой», - писала Екатерина II.


Дворец в Пелле должен был стать символом величия и могущества России конца XVIII века и восславить эпоху Екатерины Великой.
Более того, этот огромный дворец даже был построен…

7 ноября 1784 года Екатерина II пробрела у наследников И.И. Неплюева имение на левом берегу Невы возле Ивановских порогов. Ещё на шведских картах место было обозначено как Pallila, что можно перевести как «мягкая, рыхлая земля». Императрица воспользовалась старинным названием местности и трансформировала его в Пеллу - так называлась столица древней Македонии, родина Александра Великого. Это название должно было навевать мысли о духовном родстве Российской империи с мировой державой Александра Македонского. Наверное, не последнюю роль сыграло и то, что любимого внука Екатерины звали Александром (будущий Александр I).
Местность была крайне живописная - Нева в этом месте круто изгибается и достигает ширины километра. Сейчас это район ж/д станции Ивановская:


Екатерина II пишет: «...Я нахожусь... на изгибе Невы, ниже здешних порогов. В настоящую минуту эти пороги от меня вправо, и на таком же расстоянии влево я вижу из окна впадение в Неву речки Тосны. От порогов до устья Тосны материк образует большой полумесяц, в середине которого находится Пелла...

Через четыре года у меня будет прекрасный дом на этой земле; основание его уже заложено, а пока я живу в деревянном доме прежнего владельца, строении, которое скорей огромно, чем красиво.

Нева в этом месте имеет вид большого озера: множество судов, короче весь торговый груз и строительный материал Петербурга проходит мимо моих окон, и все в эту минуту в движении на воде и на берегу».

Проектные материалы по дворцовому ансамблю в Пелле не найдены до сегодняшнего дня, есть лишь несколько архивных документов и рисунков. Известно, что постройку дворца осуществляли по чертежам архитектора Ивана Старова, утвержденным в 1785-м году. Другие постройки Старова - чтобы легче было представить Пеллинский дворец - это Собор Троицы Живоначальной в Александро-Невской Лавре и Таврический дворец в Петербурге. Легко догадаться, что здание в Пелле также было выдержано в классическом стиле, но с совершенно невероятным размахом. Длина фасада вдоль Невы - 200 метров, вдоль Шлиссельбургского тракта - 500 метров (больше, чем две длины улицы Зодчего Росси).


Между Ивановскими порогами и местом впадения в Неву речки Тосны линия берега изгибается широкой плавной дугой. Ансамбль дворца размещался примерно по центру этой дуги. Трудно было найти на Неве более выигрышное место для расположения блистательной императорской резиденции. Старов максимально использовал конкретные условия природной среды, замкнутой между берегом Невы и Шлиссельбургским трактом. Структура пеллинского дворцового ансамбля распахнута навстречу речным просторам и вместе с тем гостеприимно открыта со стороны дороги, ведущей из столицы.
Главный фасад ансамбля обращен к Неве. От речной пристани в сторону дворца поднимались широкие каменные лестницы. Композиционным центром ансамбля стал Центральный парадный трехэтажный корпус, фланкированный двумя симметричными двухэтажными корпусами, выдвинутыми вперед и перекрытых куполами.


В отличие от дворцов середины столетия, совмещавших в себе функции жилого и общественного зданий и строившихся как единые массивы, Пелла представляла собой органичное сочетание отдельных зданий. Каждое из сооружений, входивших в дворцовый ансамбль, имело определенное назначение; парадные помещения были отделены от помещений, предназначенных для частной жизни. Служебные помещения также образовывали изолированные группы. Комплекс состоял из 23-х зданий, объединенных в единый комплекс системой галерей-переходов.


Со стороны Шлиссельбурского тракта Старов устраивает по центральной оси два парадных двора. Первый, прямоугольный в плане, длиною около двухсот метров, прямо обращен к дороге. За ним находился второй парадный двор со скругленными углами шириною сто метров. Перед глазами приезжающего из Петербурга и проходящего по дворцовой территории гостя происходило нарастание объемов от маленьких павильонов к двухэтажным кавалерским корпусам и, наконец, к монументальной средней части дворцового здания.

В главном корпусе находились основные парадные интерьеры. По сторонам обширного парадного зала размещались вестибюли и анфилады гостиных и малых залов, которые шли по периметру главного дворцового корпуса. Между ними находилась еще одна группа помещений, видимо, более камерного характера.
В середине боковых кубических корпусов дворцового здания, где находились комнаты Екатерины II и Павла Петровича, расположены круглые залы, которые окружали жилые покои. Возвышаясь над основным двухэтажным объемом, круглые залы были перекрыты куполами, опиравшимися на квадратные в плане барабаны, прорезанные квадратными окнами.
Планировка четырех кавалерских корпусов была идентичной.

Что касается интерьеров, то о них можно судить по сохранившимся моделям дверей


и мебели, сделанной специально для этого дворца:


Ансамбль Пеллы мыслился в единстве с обширным пейзажным парком. И если сам дворец превосходил Царскосельский и другие резиденции, то можно себе представить, какие грандиозные задачи стояли перед устроителями парка. Во всяком случае, можно уверенно сказать, что в парке планировалось разместить обелиски в память победы над турками и беломраморные колонны, проекты которых должен был осуществить Дж. Кваренги.

Есть предание, что именно в пелльском дворце осуществилось бракосочетание Екатерины с Потёмкиным. Но это, скорее всего, именно предание. Факт лишь то, что почти напротив Пеллы, на правом берегу Невы для князя Потёмкина был построен дворец «Островки».

Однако, грандиозной идее не суждено было сбыться - императрица не рассчитала свои финансовые возможности. Из-за войны с Турцией планы быстро въехать в новый дворец не осуществились, и в 1789-м Екатерина повелела строительство в мызе Пелле «до удобнейшего времени остановить», а «людей более при том строении не нужных отпустить». Оставили только стражу для присмотра за материалами и «соблюдения в исправности зданий». Судя по всему, к этому моменту были построены стены и покрыты крышами дворцовые корпуса, кухни и галереи. Строительство было заморожено до лучших времен. На постройку к тому времени было истрачено больше 800 тысяч рублей.

После смерти Екатерины в декабре 1796 года новый император Павел I дал указание разобрать дворец в Пелле, дабы употребить строительные материалы для скорейшей постройки своего детища - Михайловского замка. Те же мастеровые люди, что строили дворец, принялись за его разборку.

«Пелла поросла травой, - свидетельствовал очевидец в 1838-м году, - и разбросанные материалы, остатки сводов под землею напоминают о скоротечном ее блеске». В 1910-е годы, во время земляных работ, на месте дворца находили кладку фундаментов зданий, строительный мусор, детали архитектурных украшений.

Современный вид местности ничем не намекает, что раньше здесь был огромный дворцово-парковый комплекс. На месте парка находится город Отрадное, непосредственно на месте дворца - судостроительный завод «Пелла».


От дворцовых построек осталось совсем немного. До войны ещё стояло здание придворной почтовой станции архитектора Николая Львова:


Также говорят, что сохранились то ли конюшни, то ли каретные сараи, то ли флигели почтовой станции, но находятся они на территории завода «Пелла» и невооруженным глазом не видны.

UPD 13.2.10 от catherine_catty
Ф. де Миранда в 1780-х пишет про строительство в Пелле: Около трех сели в карету и в половине пятого прибыли в Пеллу, в 16 верстах отсюда. Пошли осматривать старинный деревянный дом Неплюева, купленный у него императрицей. Зашли сначала в большую беседку и на террасу над рекой, затем в дом, расположенный на возвышенности, откуда открывается прекрасный вид на водную гладь в месте впадения Тосны в Неву. Комнаты обставлены так, как было при прежнем хозяине. Сверху, из бельведера, взору предстает не менее изумительная и широкая панорама: хорошо видны дом и сад Волконских, живописно раскинувшийся в устье Тосны, дома Фалеева из Кременчуга, князя Потемкина и Нарышкина, находящиеся наверху у водопада, и т.д.

Поскольку наш доктор умирал от голода и было холодно, мы пошли перекусить к одному местному трактирщику, где с отменным аппетитом съели привезенный с собою кусок окорока, добавив к нему предложенные хозяином яйца, и с удовольствием выпили портера. Закончив, отправились посмотреть, как продвигается строительство дворца, значительная часть которого уже подведена под крышу, но, вероятно, в полном великолепии он предстанет лишь года через два. В одной из комнат старого дома видели макет, дающий ясное представление о будущем сооружении. Двадцать пять строений, соединенных удобными крытыми галереями, составляют этот, как мне кажется, огромнейший в мире дворец, по размерам близкий к античным термам. Большой зал, занимающий все первое здание, наверное, самый грандиозный из всех известных, во всяком случае зал в термах Диоклетиана, служивший храмом, и римский Пантеон много меньше. Его пропорции, как и дворца в целом, прекрасны, а весь ансамбль на расстоянии выглядит великолепно.

Мы поднялись на крышу, чтобы лучше рассмотреть строительные материалы, расположение и прочность построек. Отсюда виден Петербург. Нашли, что кирпич, хотя его и считают самым лучшим, неважный, а вот гранит, который идет на фундамент, очень хороший, белый с мелкими черными зернами, специально отобранный и прекрасно обработанный. Артельщик сказал, что за укладку тысячи кирпичей каменщику платят два с половиной рубля, вот почему подобные работы осуществляются здесь с такой легкостью.

UPD 8.4.10
Дворец в Пелле. Вид со стороны Невы. Изображение на веере конца XVIII века

старые картинки, история, ленобласть, несбывшееся, архитектура

Previous post Next post
Up