Рози-клепальщица

Mar 04, 2011 19:40

Считается, что на знаменитом американском плакате «We Can Do It!» (Мы можем это!) изображена легендарная Рози-клепальщица (Rosie the Riveter).


Это не совсем так.

История Рози-клепальщицы с песнями и плясками рисунками .
Во время Второй мировой войны американские мужчины ушли в армию, покинув свои рабочие места. Промышленность столкнулась с нехваткой рук. Тогда правительство США и инициировало программу по привлечению американских женщин для работы на военных заводах.

Плакат «We Can Do It!» художника Дж. Говарда Миллера, приведённый в начале этого поста, появился на свет в 1942-м и первоначально никак не был связан с именем Рози-клепальщицы. Да и самой Рози ещё не было.

Впервые это имя прозвучало в начале 1943-го года в песенке Редда Эванса и Джона Джейкоба Леба:

image Click to view


Делает историю
Работает на победу
Рози... ррррр... клепальщица

Так родилась Рози - образ собирательный, вымышленный, дитя агитационной машины. Одна работница авиационного завода в Мичигане послужила прототипом для этого образа, вторая позировала для плаката, третья снималась в роли Рози в пропагандистских фильмах…

В рамках раскрутки этого образа в 1943-м художник Норман Роквелл и нарисовал плакат с Рози-клепальщицей. Вот она, урождённая Рози:


Она обедает на рабочем месте. На коленях - пневматический клепальный молоток, ноги попирают «Майн кампф», на груди - значки донора, отличного работника и т.п.
Случайно или намеренно художник использует здесь позу пророка Исайи из Сикстинской капеллы Микеланджело:


Патриотическое воодушевление набирает обороты, образ Рози становится всё популярнее, постеры Миллера и Роквелла разлетаются, как горячие пирожки. Лейтмотив агитации прост - работающая на заводе женщина приближает победу и помогает сохранить жизнь своего мужа, брата, друга.

Пропаганда сделала своё дело - многие женщины повесили тогда домашние передники на гвоздь и пошли собирать танки и самолёты, из них около шести миллионов вышли на работу впервые в жизни.








В скобках заметим, что, несмотря на патриотическую пыль, бизнес есть бизнес. Женщинам за ту же работу платили меньше, чем мужчинам.
Тем не менее, считается, что широкое привлечение женщин (в т.ч. чернокожих) на заводы сыграло свою роль в послевоенном ослаблении половой и расовой дискриминации в Америке. По окончании войны многие женщины были уволены, но количество работающих женщин уже никогда не упало до довоенного уровня.

После войны тиражи плаката Роквелла сдерживались авторскими правами, в то время как количество копий постера Миллера не ограничивалось ничем. Благодаря этому «We Can Do It!» стал сверхпопулярен, со временем присвоил себе имя Рози-клепальщицы и стал культовым изображением, которое цитируется сегодня всеми

от Хилари Клинтон


до Кристины Агилеры

параллели, женщины, старые картинки, графика и граффити, авиация, сша, война

Previous post Next post
Up