Александр, откуда такой интерес к тематике Холокоста, войны и Третьего рейха? Хоть и на разных языках, мне постоянно задают этот вопрос. Поначалу он ставил меня в тупик - так сложилось как-то само по себе. Мне, скорее, было непонятно, почему эти темы не у всех вызывают такой же интерес?
Но потом я понял, где искать корни. Всё идёт из раннего подросткового возраста. Я рос в небольшом российском городе, интернета в начале 2000-х годов ни в школе, ни дома почти ни у кого не было. Довольно рано через уроки истории, фильмы и книги я узнал, что когда-то в Германии был Гитлер, нацизм и Холокост. Вопросы в юной голове возникали десятками и сотнями, а ответы были в духе: Гитлер был злодей и хотел завоевать весь мир, немцы ненавидели евреев и всех остальных, советский солдат героически победил в войне, ну а сейчас всё хорошо.
На каждое 23-е февраля в школе проводились «уроки мужества». Приходил ветеран весь в орденах, рассказывал о своих боевых похождениях. Потом пелись песни про войну, говорились торжественные речи, возлагались венки. Особым событием для меня были дни, когда мы, школьники, ходили к ветеранам в гости, поздравляли их, дарили конфеты и цветы, слушали их истории.
Но всего этого мне было мало. В моём небольшом городе никто не мог мне внятно ответить на мои (как потом выяснилось, очень сложные) вопросы. Как такое было возможно? Как такой культурный народ как немцы могли допустить Гитлера к власти? Все ли немцы тогда были злодеями? Все ли остальные были героями? Как вообще можно было убить миллионы человек только из-за их принадлежности к другой «расе»? Почему именно евреи? Что из всего того, что рассказывается, правда, а что - вымысел?
И тогда я начал искать ответы на эти вопросы самостоятельно. Поиск оказался несколько сложнее, чем я думал. Я начал скупать книги о нацисткой Германии в большом количестве. За ними надо было ехать 80 километров в областной центр, поэтому каждая приобретенная книга была мне особенно дорога. К сожалению, книжные магазины зачастую гонятся за любой прибылью, поэтому на полках «Вторая мировая война» стояли как качественные исследования и воспоминания, так и откровенно мусорные и даже вредные издания (например, в одной книге «доказывалась» теория о том, что в войне виноват не Гитлер, а проклятые «англосаксы»).
Со временем я стал отличать правильную литературу от конспирологического бреда. Количество прочитанного и посмотренного росло, а интерес к теме не угасал. За годы после окончания школы было многое: курсовые и дипломные работы о Германии в университете, учёба в России, Германии и Польше, стажировка в еврейском музее в Кракове, курсы и конференции в Освенциме и Варшаве, общение с выжившими, лекции и семинары, аспирантура, преподавание, научные и публицистические статьи, посты в соцсетях, летние школы и многое другое. История нацистской Германии стала моей профессией, преподавание - страстью. Моё другое увлечение, лингвистика, служит хорошим дополнением к основному занятию - знание нескольких языков помогает как в работе с источниками информации, так и в моей просветительской деятельности.
К чему же всё это привело? Завтра я учу школьников и взрослых на выставке о Холокосте в Доме Ванзейской конференции, послезавтра провожу там же семинар, потом еду в западногерманскую глубинку на германо-российский экспертный обмен и делаю мастер-класс по культуре памяти, затем возвращаюсь и в воскресенье повторяю свою тематическую экскурсию
«Берлин - столица Третьего рейха». Параллельно идёт работа над двумя важными проектами, о них расскажу позже.
Тут вы можете спросить меня: не надоело ли? А я вам отвечу: нет. Такой вот парадокс - чем больше ответов я нахожу на свои старые вопросы, тем больше появляется новых. И тут уже, наверное, не остановиться.