Quo vadis, Polonia?

Feb 03, 2018 13:00


Я в затруднительном положении. С одной стороны, я испытываю трепетные чувства к Польше, эта страна и этот народ очень мне близки. Я отдаю себе отчет в том, на каком уровне сейчас находятся российско-польские отношения, и что средний россиянин думает от поляках. Поэтому не хочется публиковать негативных новостей, чтобы не ухудшать и без того печальную ситуацию. С другой стороны, «Платон мне друг, но истина дороже». Буквально пару дней назад в дорогой мне стране произошло нечто, о чём промолчать не получается.

Так вот, 1 февраля польский Сенат принял поправки к закону об Институте национальной памяти. Теперь, согласно новым правилам, «каждый, кто публично и вопреки фактам приписывает польскому народу или государству ответственность (либо частичную ответственность) за преступления, совершённые Третьим рейхом, любые другие преступления против человечности или мира и военные преступления, подлежит наказанию в виде штрафа либо лишения свободы на срок до трёх лет». Иными словами, публичные заявления о том, что кто-то из поляков мог быть соучастником преступлений во времена национал-социализма, теперь подлежат наказанию.



Со стороны польских властей это удар по свободе слова и совести. Казалось бы, умные люди, но и они до сих пор не научились разделять общее и частное, пресловутый народ и конкретных людей. Конечно, среди поляков были те, кто совершал преступления во время оккупации в 1939-1945 гг. И конечно, были те, кто несёт ответственность, в том числе, за убийство евреев на территории Польши. Тем, кто с темой совсем не знаком, рекомендую начать с этих статей Википедии: о погроме в Едвабне и об антисемитизме в Армии Крайовей. Для интереса, можно ещё ознакомиться с историей антиеврейского погрома в Кельце в 1946 г. (а здесь кого обвинить?). Вместе с тем, не надо забывать, что во время оккупации было множество поляков, делавших добро и рисковавших своей жизнью ради спасения других. Тут можно рассказать огромное количество историй, начать рекомендую со статьи о «Праведниках народов мира» (особое внимание уделите разделу «статистика по странам»). Очевидная правда состоит в том, что в Польше в 1939-1945 гг. было и предательство, и героизм, и равнодушие. Я бы сказал, в пропорциях примерно 10-10-80. Всё всегда зависит от выбора конкретного человека, условия лишь задают вектор. Более того, очевидно, что и среди русских были предатели, герои и обычные люди. Среди украинцев тоже. Да даже среди немцев и евреев. И пропорции везде более-менее одинаковые.

Новый польский закон делает небезопасными любые публичные высказывания о поляках, участвовавших в Холокосте на стороне преступников. Но как бы ни старались польские власти, переписать историю невозможно. Очень грустно, что в 2018 году в европейской стране принимаются законы как когда-то в СССР и её младшей сестре, Польской народной республике. Ещё печальнее то, что, как заметил Николай Сванидзе во вчерашнем эфире на радио «Эхо Москвы» (см. с 32:42), хотя польско-российские отношения находятся в кризисе, новое принимаемое законодательство в обеих странах демонстрирует невиданное сходство.

евреи, Польша, современность, СССР, история

Previous post Next post
Up