Сразу у двоих друзей появлись ссылки на забавный текст относительно отношениия к партнерам в XIX веке и позже. Началось все вот с
этого и
этого текстов. Вот, мол, какая романтика раньше, и какое свинство сейчас потом.
Но сдается мне, что автор передергивает... :) Он почему-то связывает изменение взаимоотношения между партнерами в танце с эмансипацией и борьбой американских женщин за свои избирательные права, тогда как мне связь этих событий кажется совсем неочевидной. Там есть одна существенная деталь, которую автор предпочел обойти молчанием и как-бы не заметить (а может быть он этого просто не знает):
приведенные автором цитаты из материалов XIX века относятся к танцам, которые мы сейчас назвали бы «бальными», тогда как цитаты XX века - к танцам, которые относятся к группе «социальных». Это две большие разницы, а именно:
в XIX веке практически все танцы были формализованными, то есть каждый партнер заранее знал всю дорожку шагов на протяжении всего танца. От партнера требовалось только помнить последовательность шагов и движений, прилагать ее к текущей музыке, и адаптироваться к своему партнеру/партнершу, чтобы не разрывать контакт в паре. Танцев, основанных на импровизации не было. Соответственно, задача ведения\следования в XIX веке не стояла. Это то, что я имел в виду, говоря о «бальных» танцах. Поэтому партнер имел достаточно возможности развлекать партнершу разговорами, улыбаться, строить глазки, в общем, как было сказано, «действовать так, словно счастье другого человека им столь же важно, как свое собственное». А кроме того, это был высший свет (люди простые, соль земли, учебников по танцам тогда не читали) - с определенными правилами поведения :).
«Социальный» же танец - это нечто другое. Во-первых, это танец гораздо более распространенный, в нем участвуют самые разные люди с самым разным культурным уровнем и правилами поведения. А во-вторых (и в-главных), это во многом танец, основанный на импровизации. Например, аргентинское танго, появившееся на рубеже XIX-XX веков было только третьим импровизационным танцем (и, кстати, первым из них, где партнеры находились в положении лицом друг к другу) первым парным танцем, основанным на импровизации (как говорят историки танго, до танго парных танцев с импровизацией не было). В танце, основанном на импровизации, в каждый момент должен быть «ведущий» -- кто строит танец, «ведет» партнера, следит за трафиком (в XIX веке все пары на полу делали одно и то же, поэтому изначальное расстояние между ними сохранялось и опасность столкновений была минимальной). Поэтому и появилось ведение/следование. Как вести, никто не знал и не понимал. Теория и практика этого в начале XX века была еще недостаточно разработана. Отсюда и все эти советы подпихивать партнерш руками: в любом деле начинают обычно с самого простого (для мужчин :) ) . Посмотрите на танго-новичков: у них прежде всего появляется соблазн повести руками (и не всем в итоге удается от него избавиться).
Так что текст, по-моему, совсем не корректен...