В то время крестьяне составляли половину населения СССР. С октября 1952 ВКП (б) стала называться КПСС.
Сельские острословы тут же предложили свой вариант партийного названия - крепостное право Советского Союза.
Этим подчеркивалось положение советского народа, стал крепостным еще за 20 лет до этого съезда.
С началом коллективизации класс мелких сельскохозяйственных производителей было провозглашен вне закона. Завещана Лениным борьба с мелкобуржуазной стихией достигла апогея в начале 30-х. Нобелевский лауреат Солженицын назвал 1929 годом "перелома позвоночника нации".
Если в 20-е годы еще можно было выехать из страны, то после провозглашения курса СССР на индустриализацию границу закрыли, чтобы не допустить массового бегства из советского «рая».
Крестьяне бегут в города
С 1928 г. Начал действовать изобретение мариупольского инженера и предпринимателя Нафталия Френкеля - система трудовых лагерей, в которых заключенные зарабатывали себе право на жизнь изнурительной бесплатной трудом. На Север потянулись эшелоны с миллионами узников.
Крестьяне начали массово бежать в города или вообще подальше от родных краев. Возьмем в качестве примера Донецкую область. По сравнению с 1926 г. Население области в 1939 возросло только в четыре раза! (1926 год - 923 тыс. Жителей, 1939 г.- 3 млн. 629 тыс. 673 жителей). Это было вызвано не столько ростом промышленности, сколько массовым бегством в город крестьян из Приазовья и из других мест Украины и России. Во время Голодомора этот процесс стал массовым.
Введение паспортов: шлагбаум на пути в Киев
Чтобы проконтролировать миграцию в города и предприятий, постановлением Совнаркома СССР были установлены трудовые книжки - трудовой паспорт каждого работающего гражданина СССР, в который вносили данные о рабочем, его трудовой стаж и предприятия, на которых он работал (1930 г.).
Следующий шаг: 27 декабря 1932 постановлением Совнаркома СССР были установлены внутренние паспорта (до того были только зарубежные). Паспорта выдавали органы НКВД на отдельный срок на основе трудовой книжки или метрики (свидетельства о рождении) - и только городским жителям, работникам государственных учреждений и работникам совхозов в селах.
Единственным удостоверением личности гражданина СССР стал паспорт, другие документы с фото и личными данными (даже членские билеты ВЛКСМ или ВКП (б), военные билеты) в расчет не брались. Кроме того, было установлено прописку, то есть право граждан проживать на конкретном жилой площади. С 1937 г.. В паспорта вклеивали фото.
Вокруг Москвы и Ленинграда установили 50-километровую зону, в пределах которой запрещалось проживать "социально-опасным элементам" - политическим ссыльным, бывшим заключенным. Если человек не мог доказать свое лицо милиции (конечно, надо было показать паспорт), ее задерживали. Если паспорт так и не нашелся, человека высылали за пределы зоны.
Такую же зону (только 30-ти километровую) было установлено вокруг Харькова - тогдашней столицы УССР. В 1934. Когда столицу перенесли в Киев, зону тоже перенесли на берега Днепра.
«Зеленую книжку» можно было купить за взятку
Таким образом, в СССР в начале 30-х годов было установлено удивительный режим, который сочетал в себе настоящий рабовладельческий (в концлагерях), крепостной (в селах) и феодальный (в городах) строй.
Беспаспортным крестьянам путь к городам были закрыты. В случае необходимости (например, для обучения) паспорта крестьянам выдавали райотделы НКВД за справками от голов колхоза и сельсовета.
Жители сел были беспаспортными (фактически крепостными) до I съезда колхозников (лето 1969), когда Совет Министров СССР пошел на облегчение жизни крестьян и отменила громоздкую бюрократическую процедуру получения паспорта колхозниками. То есть полная паспортизация населения фактически началась только через 42 года после введения паспортов.
Но за взятку можно было получить от председателя колхоза и председателя сельсовета соответствующую справку, на основании которой райотдел НКВД выдавал нужную зеленую книжечку (до 1974 г.. Обложки паспортов были зеленого цвета).
Часто паспортные отделы в районах за денежный или продуктовый "подарок" выдавали паспорта без справок. Особенно это было распространено после войны, когда в села вернулись ребята, которые на фронте из темных деревенщины стали офицерами и кавалерами боевых наград, а также попривозили из Европы трофеи. Именно по трофейные вещи они покупали паспорта и оседали в городах. Факты коррупции в органах НКВД преследовали, но ее масштаб не уменьшался.
Нелегал Хрущев
Ненормальность ситуации с паспортами на селе чувствовала вся верхушка СССР, однако что-то менять к лучшему не решалась. После смерти Сталина сентябрьский (1953 года) пленум ЦК КПСС улучшил положение крестьян, уменьшив многочисленные налоги, однако паспортов крестьяне так не получили.
Объяснение простое: Хрущев видел в «закрепощения крестьян» залог существования сельского хозяйства СССР. Он опасался, что в случае введения паспортов села станут пустошам. Кстати, еще при царизме сам Хрущев приехал на заработки из родной Калиновки на Курской к Рутченково (ныне территория Донецка).
А реорганизация сельского хозяйства, затеянная советским лидером, требовала значительного количества трудолюбивых рук на местах.
Брак законодательного регулирования паспортной системы еще больше стимулировал взяточничество. При относительной либерализации режима некоторые факты злоупотреблений и взяточничества в паспортной системе СССР понемногу просачивались в прессу.
Когда к власти в Кремле пришел Брежнев, председатель Совета Министров СССР Косыгин начал реформировать действие паспортной системы на селе. Он с самого начала правления Брежнева выступал за отмену паспортного дискриминации, считая, что экономические рычаги в сельском хозяйстве будут действенны.
Кроме бывших военных мало кто выезжал дальше райцентра.
50 лет без паспорта
Брежнев был не против, но Леонида Ильича отвлекала внутренняя борьба в Политбюро с секретарем ЦК Шелепиным и председателем КГБ Семичастным. Только 1967 этот "дуумвират" было сброшен.
I съезд советских колхозников выступил за внедрение среди крестьян паспортов гражданина СССР. В целом же 52 года существования коммунистической власти сначала большинство, затем половина населения СССР де-юре не были гражданами СССР.
Полностью ликвидировала крепостное Советского Союза постановление СМ СССР 1974 года о введении паспортов нового образца, реализована в течение 1975-1980 годов. С этими паспортами (уже красного, а не зеленого цветов) граждане Союза и встретили его распад.
Свидетельства очевидцев
Коррупция при Сталине
Олефир Матрена Даниловна, в 1918 году рождения, крестьянка (слобода Соловьянивка Зеньковского района Полтавской области)
"Говорят, что при Сталине был порядок. Какой там порядок! Вот у нас в селе жил некий Гавриил. Во время войны бежал из армии, служил при немцах полицаем, а затем его взяли в НКВД служить. Так он рознюхував, кто хотел убежать из деревни и предлагал им за взятку паспорт.
Говорил, что связан с райотделом НКВД. Так оно и было. кто-то приносил Гавриле деньги, кто-то продукты, кто в Германии побывал, нос какие-то трофеи. Он все сдавал в район и приносил паспорт с Зиньковской пропиской. Потом все раскрылось, многих посадили, в том числе и Гавриила, но он скор ГКО на свободу вышел - вытянуло вчерашнее начальство. Было это в 1946-м году ".
Двое «паспортных» на село
Шашкина Вида Федоровна, 1926 года рождения, учительница (г.Шахтерск Донецкой области)
"После войны я заканчивала десятилетку в селе Мало-Янисоль под Мариуполем. Была переростком, потому что во время войны находилась на принудительном работе в Германии. Когда я училась в десятом классе (1946-1947) Директор школы отправил меня преподавать в первом классе, потому что учителей не хватало.
В селе мне завидовали, потому что получала за работу деньги (а все, в том числе и мои родные, работали за трудодни), имела трудовую книжку и даже паспорт. То есть живя в селе, я по всем законам, была горожанкой .
После получения аттестата зрелости я без каких-либо препятствий уехала в Мариуполь, где как сельская учительница без экзаменов поступила в педучилище. Но таких «паспортных» в селе было всего две - я и моя одноклассница, которая преподавала в параллельном классе".
ссылкаОригинал взят у
beam_truth в
Крепостное право на Совке.