В Швеции некоторое время назад проводился опрос общественного мнения - должно ли государство на налоги граждан поддерживать лютеранскую церковь. В Швеции в то время лишь 2-5% населения активно посещали лютеранские богослужения. Но лютеранская церковь - это символ национальной идентичности и колыбель шведского национального характера. И конечно такие праздники как Рождество или праздник Святой Люсии - это просто общенациональные шведские праздники, для всех шведов. Как Ханука для евреев - верующих и неверующих. И именно протестантская этика лютеранской церкви национальный шведский характер в новое время сформировала - аккуратность, честность, трудолюбие. Подавляющее большинство шведов тогда высказалось за сохранение церкви. "Я не хожу в церковь, но лютеранские соборы должны стоять в шведских городах, чтобы Швеция оставлалась Швецией, а Стокгольм Стокгольмом, а не Бобруйском или Махачкалой" - так можно было понять результат опроса.
Те лучшие черты русских - и подлинно русской элиты как великие русские ученые и писатели 19 века, и лучшие черты отличающие характер русского народа - душевность и сердечность, творческие способности и творческий нестандартный подход, в нарушение рамок и границ, способность совершать чудо - находить решения в невероятных безвыходных ситуациях, жертвенность и готовность к подвигу, совестливость и человечность, стремление к правде и справедливости, чувство красоты и близость с гармонией природы, космизм мировосприятия, целостность видения и стремление ухватить самую суть в картине целого, широта натуры даже при некотором пренебрежении к правилам и деталям - все это также сформировалось благодаря именно многовековой православной традиции. И не надо противоставлять протестантскую этику и русский творческий подход. Они должны друг друга дополнять.
Православный праздник Преображения, празднуемый 19 августа - как раз символизирует духовное преображение человека, это символ состояния творческого озарения, разрыва границ познания и прорыва к постижению смысла цельной картины мира и своего места и роли в ней, своего призвания и жизненной миссии. Между прочим - в западном христианстве этот праздник не очень чтится. Здесь вся разница. И католичество и протестантизм делают упор больше на правила, а не творческий подход и интуицию и правду сердца. Поэтому у них порядок, а у русских - полет. Нужно и то и другое.
Но Запад сейчас, почти тотально захваченный жидовством и сатанизмом, отказывается не только от обогащения духовными и культурными сокровищами русской восточнохристианской цивилизации, но даже и от своих европейских христианских культурных и духовных достижений и истоков. Эту нынешнюю насильственно насаждаемую религию - смесь жидовства, сатанизма и поклонения золотому тельцу - наверно можно назвать словом "пиндосизм"
Преображение - это один из так называемых двунадесятых праздников в году, т.е. 12 главных праздников в православном христианстве. Каждый такой двунадесятый праздник символизирует и напоминает какую-нибудь стадию жизни человека в его духовном восхождении.
Вот как передал смысл события, приблизительно соответствующего христианскому рассказу о преображении Исуса Христа, Пушкин в своем стихотворении Пророк.
Пушкин описал преображение, духовное озарение - обретение поэтом своего призвания пророка.
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, -
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами лёгкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, -
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полёт,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассёк мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнём,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею Моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Пушкин - не очень верующий человек, скорее атеист.
А на иконе 1402 г. - символическое изображение Преображения великим русским иконописцем Феофаном Греком. Такие иконы на самом деле шедевры искусства. Искусства не натуралистического, а символически отражающего внутренние состояния человека. Эти иконы нужно медитативно созерцать. Красота и глубокий символический смысл раскрывается в тишине при долгом созерцании. Символ - это средство фиксации и выражения глубоких невербальных трудно выразимых словами истин и смыслов.
А вот как трепетно относятся к посещению православного Храма глубоко верующие люди.
Пишет Антоний Сурожский (1914 Лозанна - 2003 Лондон) - автор многочисленных книг и статей на разных языках о духовной жизни и православной духовности, почётный доктор наук Абердинского университета (1973), Кембриджского университета (1996), Московской Духовной академии (1983) и Киевской духовной академии (1999). Сурожская епархия - это церкви Великобритании и Ирландии.
«Если понять, что содержание храма - это та тишина, та глубина, в которой находится Бог, то понятно делается, почему человек, идущий в храм, еще только пускаясь в путь, настроен так, как он не бывает настроен, когда идет на работу или в гости. В храм собираешься с того момента, когда просыпаешься и знаешь: я иду на встречу с Живым Богом. И одеваешься по-иному, и готовишься по-иному, и стараешься, чтобы разговоров лишних не было, чтобы ничто недостойное не рассеивало той глубины, в которой только и можно пережить содержание храма. И по дороге идешь серьезно; идешь, как на встречу с очень значительным или с очень любимым человеком, не рассеиваясь пустыми мыслями…
Когда доходишь до самого храма, останавливаешься на мгновение: это дом Божий, это Божий удел. И крестишься перед ним не только на икону, которая видна, но и на самый храм: это место селения Божия. Вступая в него, мы говорим: Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему во страсе Твоем. И, переступив порог, останавливаешься, не спешишь никуда, стоишь мгновение, потому что ты вошел в удел Божий. Всё это пространство, всё это место посвящено Богу в мире, который Его отрицает, который Его не знает, в мире, где у Него нет ни места, где главу преклонить, ни гражданства, ни права жительства. В храме Он дома; это место, где Он у Себя и принимает нас как хозяин; это святое место, куда можно вступить только с такими чувствами, которые достойны и самого человека, и Бога, на встречу с Которым идешь. И поэтому человек кладет на себя крест: Во имя Отца и Сына и Святого Духа… Я вошел в Божий удел во имя Божие, я не принесу в этот удел ничего недостойного Его. Вернее, все, что недостойно, должно быть здесь очищено, омыто покаянием и обновлением души». (Антоний, митрополит Сурожский. Войду в дом Твой…)
Так как верит Антоний Сурожский - верить не обязательно. Существование некой сверхличности в мире, Бога - это не обязательная гипотеза, это скорее художественный образ и символ для того, что трудно описать словами. К познанию конечных причин мира мы можем только бесконечно приближаться, но человек никогда не пройдет этот путь до конца (подумаем о теореме Гёделя!). Наука познает все более тонкие слои материи, квантовые поля и тайны мира элементарных частиц. Возможно, человеческое сознание - это тоже некоторое сверхтонкое локальное поле вроде квантового. Но как это поле может познать самого себя - наблюдая и взаимодействуя с самим собой? И где именно в мозге оно локализуется? И есть ли какие-то "твердые" законы его "научно предсказуемого" функционирования? А как же тогда в мире непрерывно возникает качественно новое? Ведь оно именно рождается, мы создаем например во снах образы того, чего нет в мире, а потом реализуем воплощаем некоторые бесплотные идеи. Такая наука о мозге - уже будет мало отличаться от духовных учений, это два подхода к одному и тому же, но с разных сторон, две точки наблюдения - извне человека и изнутри. Здесь духовные практики и традиции смыкаются с передовым фронтом познания и науки.
По-видимому правильнее считать, что нет Бога, кроме этого непознанного поля человеческого сознания, который бы управлял как-то самим уже объективно наблюдаемым материальным миром. Такой мир изучает наука. Место же действия Бога - в глубине человеческой психики, самой тонкой и самой сложной из известных пока форм появления жизни. И в самой глубине человеческой души, глубине подсознания - есть искорка добра в сердцах некоторых людей. Христиане образно называют это "Христом в сердце". И эти огоньки пока еще только тлеют в мире, временами разгораясь, а в отдельные эпохи почти задуваемые враждебными силами. И церковь и культура как могут хранят этот огонь.
Другие посты по этой же теме:
Зачем подставлять вторую щеку? Прав ли Исус Христос? -
http://2009-da.livejournal.com/104581.htmlДесять главных заповедей человеческой жизни -
http://2009-da.livejournal.com/106829.htmlГагарин, Мечта, Общее дело, Пасха, Русский космизм, соборность, сердечность -
http://2009-da.livejournal.com/100893.htmlО самом главном для человека -
http://2009-da.livejournal.com/77171.html Перейти к оглавлению блога