Надо что-то фундаментально менять. Именно фундаментально. Дурная голова Горбоельциных и их последышей завела великую страну на грань самоуничтожения. И тут "корректировка" курса, если курс ведет в пропасть или гиблое болото, или укрепление фундамента скрепами, если этот фундамент на лжи, подлости, воровстве и зле с самого начала закладывался, а скрепы липовые - не поможет. Гундяев и гундяевские попы призывают каяться. Да, так и нужно в тупиковых ситуациях поступать - не вилять, упорствовать в неправде и зле и покрытии одного своего греха или преступления другим новым, а честно признать перед собой, Богом и людьми, чтО натворили, и честным взглядом из чистого сердца и просветленного ума искать обновленный путь праведный.
Эти мысли можно аргументировать с двух сторон.
Показывая мерзости сегодняшнего дня. Нынешнюю "эту страну" порой даже трудно признать Родиной. Но зомбированные молодые, не видевшие ничего другого и у которых со школы куцая философия жизни - это мерзкий рэп и мат, думают, что так и надо, и вырастают уродами, которые считают что скотство и грязь - это и есть "человек как он есть" и "жизнь как она есть", и другого не бывает.
А можно с позитивной стороны - показывая, что есть другие формы жизни, как можно жить совершенно по-другому.
Нет, я не жду Весёлые ребята, 1979
С очень сильным, хоть и неожиданным для этой песни видеорядом.
Русская версия Smokie What can I do (Что я могу сделать)
Click to view
https://www.youtube.com/watch?v=Q2SfmWUlMlc Вспомним о том времени, когда слова "Только радость впереди!" пелись искренне и с полной верой.
Пишет Галина Иванкина
Только радость впереди!
«Путешествие в мир советского детства» в историко-мемориальном музее «Пресня»
http://zavtra.ru/blogs/tol_ko_radost_vperedihttps://zina-korzina.livejournal.com/1426376.htmlЗАВИДУЙТЕ НАМ, ЮНЫЕ. И СТРОЙТЕ НОВЫЙ МИР ИМЕННО НА ЭТОМ ФУНДАМЕНТЕ!
«А пока мы только дети
Нам расти ещё, расти,
Только небо, только ветер,
Только радость впереди».
Из песни «Крылатые качели»
В советской песенной традиции существовал целый пласт лирических композиций, посвящённых расставанию с детством. Тоски по нему. Главный мотив: невозвратность. Утерянный Рай. Сказочное место, откуда мы прибыли и куда невозможно снова попасть. Заповедная территория, охраняемая здравым смыслом. «Куда уходит детство? В какие города? / И где найти нам средство, Чтоб вновь попасть туда?» - спрашивала молоденькая Алла Пугачёва. И сама себе - а заодно всем нам - отвечала: «Наверно, в край чудесный, Где каждый день кино, / Где также ночью синей cтруится лунный свет, / Но нам с тобой отныне / Туда дороги нет». Жизнь в СССР в виду её упорядоченной стабильности подразумевала «сезонность» бытия - после короткой, но бурной весны всегда наступало творческое лето, а затем - плодоносная осень, тогда как зима-пенсия, хоть и являлась гарантированной (и незыблемой!), всячески отодвигалась самим человеком. «Лет до ста расти нам без старости» - это о трудовом долголетии.
Детство рисовалось, как табуированная территория, существующая рядом, но - входить туда строжайше воспрещено. София Ротару в «Обычной истории» констатировала: «И вот уже зовут... И вот уже зовут / По отчеству / А в детство заглянуть / Так хочется». Не отставала и Эдита Пьеха, бессмысленно, точнее - риторически умоляя: «Может, впервые за тысячу лет дайте до детства плацкартный билет!..» Ей отвечала кассирша: билетов нет. И не будет. Женщина, отойдите и вообще - фарш невозможно провернуть назад. И певица покорно соглашалась: «Мы не вернемся, напрасно не жди. Есть на планете другие пути. / Мы повзрослели. Поверь нам. И прости». Во всех этих куплетах - сильнейшее переживание. В Советском Союзе детство-отрочество-юность строго отделялись от взросло-созидательного бытия, как разные миры. Это сейчас игривую младость продлевают сколь угодно долго - хоть до тридцати лет. В постиндустриальном социуме не нужно рано взрослеть - не для чего.
Советский проект был изначально заточен под формирование человека-работающего и человека-думающего. Умеющего принимать решения. Инфантильность, ребячливость воспринимались с отвращением. Подразумевалась долгая зрелость, а беззаботное солнечное детство изображалось этаким фантастическим островком. Ребята в пионерском лагере пели под гитару: «Кораблик детства уплывает в Детство, / Белые большие трубы скошены назад». По телевизору - «Приключения Электроника», фильм о взрослении раздолбая Сыроежкина. Его первоначальный лозунг: «Мы маленькие дети - нам хочется гулять». Ему в противовес Электроник поёт: «Детство кончится когда-то, / Ведь оно не навсегда». Крылатые качели и прочие мопеды-гамаки-сон до полудня - не для хомо-сапиенса. Это Сереге Сырожкину требуется стать человеком, а Электроник-то, как раз, человек. Пользу приносит ибо! В СССР нельзя было «задержаться» в 6 классе. Впасть в детство - это приговор. Сейчас - можно. И вас даже не примут за дебила. Скорее, напротив, объявят креативным и талантливым. Это не хорошо и не плохо - просто социально-экономическая данность. Уже на излёте советской истории, в кинофильме о Мэри Поппинс пелось: «Счастлив тот, в ком детство есть».
С другой стороны, все эти ностальжи-мотивы - продукт определённого поколения интеллигентов, чьи дети и внуки оказались практически в раю: в отдельных квартирах и комфортабельных пионерлагерях, с разноцветными чудо-фломастерами, ворохом импортной одежды и - велосипедом «Орлёнок». Выросшие в коммуналках и помнившие тряпичный мяч, поэты и композиторы ...завидовали собственным потомкам. Дети 1960-1980-х пребывали в особой - ни с чем не сравнимой - атмосфере. Именно её - эту атмосферу добра, любви и опеки - постарались воссоздать устроители выставки «Путешествие в мир советского детства», которая проходит в историко-мемориальном музее «Пресня».
Экспозиция, хотя и заявлена, как тематическая, всё же её оформление - сугубо концептуально. Одна только лестница, с крошечным трёхколёсным велосипедом - чего стоит! Перед нами - старая деревянная дверь, открытая в мир, а там - искусное фото ступеней. Обманка. Зато велосипедик - живой и настоящий. Инсталляция пугает, радует и вызывает щемящую грусть. Как в том самом куплете: «Но нам с тобой отныне туда дороги нет». Нам даётся крохотная возможность лишь пройтись по закоулкам памяти. Подобно тому, как в кино-саге «Москва - Кассиопея» на космолёте были отсеки, имитирующие земные виды, так и здесь - мы попадаем в искусно сконструированный мир своего прошлого. Коллективного-сознательного. Фоном - передача «Радионяня», пионерские гимны, отрывки из программ. Кораблик детства уплывает в Детство.
Вот - наш общий стол, за которым все мы делали уроки. Впрочем, тут - раскрытые журналы. Лет 30-40 назад они отвлекали нас от формул и деепричастных оборотов: «Пионер», «Юный натуралист», «Техника - молодёжи», «Ровесник». Листаю забытые странички. Моя позапрошлая осень. Это - очень-очень давно. Открытка с медвежонком и календарик с мультяшной фигуристкой. Мы писали друг другу поздравительные открытки и собирали карманные календарики. Часы-будильник «Слава». Книжки. Манекен в школьной форме. Радиоточка голосит: «Как они быстро летят! / Их не воротишь назад. / Разве они пролетят без следа? / Нет, не забудет никто никогда / Школьные годы».
На стене - карта. А вот - большой атлас в шикарной синей обложке. Среди наук, упоминаемых детскими писателями советской эпохи, особняком стоит география - землеописание, изучение лесов, полей и рек, а также «прекрасной страны Сибири», воспетой в гайдаровских «Дальних странах». Лётчик из другой повести Гайдара поучает мальчика: «Учись разбирать карту». География - не только военная стратегия, но и мирные свершения. Земли под новые города и - полезные ископаемые. Модная в СССР геология. Держись, геолог - крепись геолог! География - это романтика и муза дивных странствий. Рядом - антипод романтики - уютный диван. С него нужно подняться, чтобы уйти во взрослую жизнь: «Повзрослели наши девочки, и солидней стали мальчики, / Те, которых география за собою увела».
Тот, кто не ушёл - тот мещанин и предатель главного советского смысла. Но пока мы только дети? Нам - плюшевый медведь, любимая игрушка маленькой девочки. Даже, если он не в самой лучшей форме: «Оторвали мишке лапу». Всё равно его не брошу. Потому что он - хороший. На витрине - диафильмы и аппарат-диапроектор. Помните? Волшебный фонарь нашего детства! Сегодня он покажется наивным - картинки с подписями, вся прелесть которых - в ощущении «домашнего кинозала», когда выключали свет и на гладкой стене возникали сюжеты. Виниловые диски со сказками - особо выделяется мюзикл «Бременские музыканты», по сути, постмодернистская рок-опера для самых маленьких.
Однако мир советского ребёнка - это вовсе не дом, каким бы тёплым и щедрым он ни был, но - пионерская организация, кружки, секции, лагерь, улица, музыкальная школа. Утроители выставки ведут нас всё дальше - вот номера газет «Пионерская правда». В них - о вожатых и юннатах, о сборе макулатуры, соревнованиях, дерзаниях и, конечно же, об игре «Зарница». Военизированная патриотическая игра, как правило, устраивалась в летних пионерлагерях. К ней готовились. Её ждали. На стенде - нашивки и погоны участников. Манекен в парадной форме. Алый галстук - частичка революционного знамени. Барабан- церемониальный символ пионерии.
Стеллажи районной библиотеки! Ни для кого не секрет, что в Советском Союзе был превеликий культ начитанности и, как следствие, острый дефицит книг. «Девочка с Земли», «Приключения капитана Врунгеля», «Малахитовая шкатулка», «Сын полка», «Всадник без головы» - всё то, что нынче именуется must reed. Не читать - это попросту стыдно. Даже самый пропащий двоечник обожал книжки Александра Беляева, Жюля Верна и Александра Дюма. Педагоги сокрушались: «Вася! Ты читаешь слишком много приключенческой литературы!» Ведь есть и высокая классика! Отстающих учеников, предпочитающих «Войну миров» - «Войне и миру», обсуждали на классном часе и - «протаскивали» в стенгазетах. На стене - забавный раритет 1960-х годов: самодельная газета «За учёбу!». Красивым девичьим почерком написаны заметки и объявления. Тут же - посильно выполненные карикатуры. Где-то теперь персонажи тех «очерков» - хулиганы и ленивые троечники?
Счётные палочки, тетрадки с промокашками, кармашки - касса цифр и слогов. Парта, образующая «правильный» наклон. Так называемая «эрисмановская», старинная, ещё с царских времён, когда Фёдор (Фридрих!) Эрисман - знаменитый врач-гигиенист изобрёл оптимальную школьную мебель. Медик Иван Сеченов писал об Эрисмане: «Всего более поражало в нём то, что он из швейцарца превратился в русского, искренне полюбил Россию и отдал все лучшие годы своей жизни на служение ей». Эти парты можно увидеть в кинофильмах сталинской и оттепельной эпох. В конце 1960-х «эрисмановский стиль» признали чрезмерно дорогостоящим, а потому от него пришлось отказаться: штучный товар в эру бэби-бума невозможен по определению. Моё - шумное и многочисленное - поколение сидело за штампованными столами из ДСП, зарабатывая сколиоз, тогда как наши мамы и старшие сёстры... Они изящно вставали, откидывая крышки эрисмановских парт и приветствовали строгую Марью Ивановну. А это? Видавший виды портфель. Сюда помещались не только учебники с тетрадками, но и томик Луи Буссенара (читать на скучных уроках), и всякие удивительные штуки.
Детский "велик" не пристегнут металлическим тросом
Ещё один знаковый предмет советского детства - фортепиано. Воссоздан фрагмент помещения музыкальной школы или, как мы её называли - «музыкалки». Культурная разносторонность, как у дореволюционных барышень и кавалеров. Вспоминаем непременный «Этюд» Карла Черни и «Лунную сонату» божественного Людвига ван (так сказал бы герой «Заводного апельсина»!) Сольфеджио, муз-литература, хор. Гаммы - на «радость» соседей, которые ждут не дождутся, когда же ты ...бросишь терзать клавиши и пойдёшь играть во двор. Рядом - игрушки и велосипеды. На полу - вычерченные мелом «классики». Сбежать от «Этюда» Черни, чтобы прыгать до самого вечера, до окрика. «Наташку и Мишку загнали домой - учить уроки!» - помните эту формулировку - «загнать»? Вообще, экспозиция собрана с невероятным тщанием и вкусом. С любовью. И - приятной печалью. Нет, не оксюморон. Реальность. О, чудо. У нас было такое детство! Завидуйте нам, юные.
Перейти к оглавлению блога