На семинар в Казань по приглашению издательства «Просвещение» приехал профессор Радислав Мильруд, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы и автор инновационного учебно-методического комплекса «Звездный английский», выходящего в издательстве «Просвещение». В течение дня он рассказывал педагогам о том, как учат языку в других странах и давал полезные советы. После семинара профессор ответил на вопросы корреспондента «КП» и поделился парочкой секретов.
- Почему уроки иностранного языка в школе и вузе у нас не дают результата? Проблема в методике преподавания?
- Одна из самых больших проблем овладения иностранным языком связана все-таки с мотивацией. Ее можно создать, а можно - уничтожить. Все зависит, во-первых, от уровня сложности учебной программы, ее соответствия индивидуальным возможностям школьника. Пока у нас программа плохо настроена на индивидуальные возможности и запросы учеников. По традиции мы всему классу предлагаем один учебник, хотя на самом деле внутри одного класса нужно работать по разным учебникам в зависимости от запросов ребенка. Кстати, на это и нацеливает идея инклюзивного образования, правда она нацелена на детей с ограниченными возможностями здоровья, но фактически разницы нет: у кого-то ограниченные возможности здоровья, у кого-то ограничена познавательная деятельность, все имеют право быть в одном классе и работать по разным материалам. Вторая проблема - это, конечно, методика, которая не всегда учитывает индивидуальный познавательный стиль ученика. Третья причина - в социальной среде. Английский язык в повседневном общении в России не так востребован, как в некоторых других странах.
Все это приводит к тому результату, который мы имеем. Их можно решить, если разграничить в языковом образовании два уровня: базовый и повышенный. Весь секрет в том, чтобы базовый уровень действительно был базовым и заметно отличался по трудности от повышенного, а не так, как сейчас. Нужно учитывать реальные возможности учеников, чтобы не было такой же печальной ситуации, как в ЕГЭ по той же математике. А нас в 2020 году ждет единый госэкзамен по английскому языку. Базовый уровень должен соответствовать реальным познавательным возможностям массового школьника.
- Что подразумевается под базовым уровнем?
- Облегченный, когда многие требования, связанные прежде всего с грамматикой, отметаются, и ошибки, за которые раньше снижали оценку, игнорируются. Во всяком случае, именно на таком базовом уровне сегодня преподают английский язык в Европе тем, кто не имеет академических амбиций. При этом ученик имеет право на любой ступени образования перейти с одного уровня на другой. Учился на базовом уровне, захотел перейти на повышенный - пожалуйста! Вот так решается эта проблема в мире. Это называется индивидуально-образовательной траекторией, которая, кстати прописана в российском законе об образовании.
- Вы как раз, выступая перед татарстанскими учителями, говорили, что у нас запугали учеников ошибками. Как думаете, почему так?
- Это традиции преподавания латыни, которые мы перенесли на английский язык. А во-вторых, так происходит из-за оторванности российских учителей от европейского методического сообщества. Чем больше они будут общаться, тем скорее расстанутся со старыми и устаревшими ценностями.
- Последнее время очень много рекламы о курсах английского за очень короткие сроки - две недели, например. Можно ли выучить его так быстро и стоит ли вестись на рекламу?
- Здесь не бывает чудес. Если вам обещают английский язык за одну минуту, это будет английский язык за одну минуту. Если вам обещают за две недели, будет за две недели. За шесть месяцев? Будет больше чем за две недели, но меньше чем за год. То есть, какие вам дают условия, таким будет и результат. Чудесных методов усвоения всей языковой системы за ограниченное время пока не существует. Пока не научились имплантировать какой-то чип со знанием языка в голову человека. Может быть, это будет в будущем.
- В Казани вы провели семинар по повышению квалификации педагогов. Насколько она нужна учителям и что им дает?
- Самое главное, чтобы педагог как передающий знания должен развивается вместе с этими знаниями. Наша задача - на таких семинарах этому процессу способствовать, то есть знакомить учителей с новыми тенденциями.
- По вашим наблюдениям, кто отзывчивей: молодые учители либо опытные?
- Отзывчивыми бывают и молодые, и опытные, но молодым легче перестроиться. Потому что старшее поколение соглашается с проблемами, они их знают, но сложившиеся привычки иногда мешают им от них отказаться. Молодые, бывает, не всегда разбираются в проблеме, но им легче изменить себя.
- Можете рассказать о своем учебно-методическом комплексе «Звездный английский»?
- Сегодня это уже большой комплекс учебно-методических материалов, который постоянно растет и становится все более мультимедийным. В 2015 году издательство «Просвещение» выпустит его уже в электронной версии, которая появится в интернете. Наши компакт-диски, скорее всего, будут заменены на файл для бесплатного скачивания в сети. Отличие «Звездного английского» от других комплексов в том, что он включил в себя методику, разработанную не одной конкретной командой, а все достижения современной методики обучения иностранным языкам, которые используются в развитых странах. То есть это мультимедийный учебник, который доносит до учителей и учеников международный опыт преподавания английского языка. В этом, я считаю, гарантия качества. Тем более лидер нашей команды Вирджиния Эванс - автор очень известного во всем мире курса грамматики «Round-Up». Как раз именно она и направляла наши усилия в русло современного опыта преподавания иностранных языков.
* вот поэтому это - очередной лохотрон.
* 7 заблуждений и преувеличений в отношении английского языка: каждый пункт раскрыв в посте по ссылке - преподаватель - англоязычный иностранец, - книга или курсы разработаны иностранцами с большим опытом преподавания, - преподаватель долго жил в Америке или Британии, - преподаватель - профессор с большим стажем преподавания, - самоучитель выдержал 18 изданий с 1978 года, - подруга уже месяц учит - всё идёт отлично, - самое больший миф: на курсах преподают совсем не те люди, что в школах и ВУЗах, или что они реподают совсем по другой методике, чем в гос.учебных заведениях.
Топ-5 советов по изучению иностранного языка от Радислава Мильруда специально для читателей «КП»:
- Язык не нужно учить - Слова не нужно запоминать - Грамматику не нужно зубрить в правилах - Тексты не нужно переводить - Языком нужно с самого начала пользоваться активно, смело и, если хотите, нагло, потому что никого в мире не интересуют ваши ошибки, а интересуете вы, ваша личность, ваша культура и ваши мысли. Поэтому выражайте их смело, передавайте свой взгляд на мир и не думайте о грамматических ошибках! (с) источник
* эти 5 советов тоже явно попсовые. но Радислава Мильруд - профессор, а я просто блогер, хоть входящий в первую сотню ЖЖ. есть ещё много других подходов, например: