Выступление без подготовки: 3 модели экспромта

Jan 28, 2014 13:02




Проанализировав тысячи отличных импровизированных выступлений,
я пришел к выводу, что все они строятся на основе одной из трех моделей.
Расскажите историю. Если вы констатируете факт или декларируете идею, предварительно связав их с какой-нибудь историей, весьма вероятно, что они надолго запомнятся слушателям. Неопытный рассказчик, берущий за основу выступления интересную историю, заведомо выигрывает у опытного оратора, не потрудившегося подобрать наглядный пример для своего спича. Истории облада-ют невероятной силой воздействия. Истории и примеры из жизни помогают исключить фактор неожиданности: вы хорошо знаете, о чем говорите, поскольку, вероятно, уже рассказывали это раньше и, выступая перед слушателями, точно знаете, каким будет следующее предложение. А раз вы не заняты его обдумыванием, можно поразмышлять над хорошей концовкой.

Когда мы с женой жили в городке Санта-Клара в Калифорнии, я был членом клуба Toastmasters и часто посещал встречи его участников в качестве гостя. Toastmasters дает людям возможность практиковаться в публичных выступлениях. Во время одной из таких встреч я сказал жене: «Лена, спорим, что с помощью одной-единственной истории я смогу ответить на любой вопрос». В ту неделю я ответил на семь разных вопросов одной историей, используя разные переходы от заданного вопроса к одной из историй, которые можно было бы рассказать.

* когда-то давно я прочитал вречатляющий пример того, как можно участвовать в дискуссии с иностранцами, когда ты знаешь лишь пару фраз. и поэтому стоит держать в уме парочку таких всеохватных выражений. так вот, в далекие советские вреемна выпала одному партийному деятелю К. возможно поехать на конференцию во Францию. языка он совсем не знал, но в заялении написал, что владеет на достаточном уровне. дома К. спросил у дочки, как будет на французском "не нужно усложнять/упрощать". - Il ne faut pas compliqué/simplifier. пару дней спустя, на самом пике спора француз и японец обратили свои взоры к представителю великой державы. и когда наш К. с умным видом выдал "Il ne faut pas simplifier", спорящие ещё жарче вступил в дискусию, считая, что К. поддержал сторону француза/японца, оставив в стороне нашего героя.

Если у вас в запасе есть некоторое количество историй, можете вплетать их практически в любой вопрос, используя для связки непринужденную фразу: «Это напомнило мне о…» или «Сегодня нельзя забывать о том, что…».

История может быть вымышленной. Вы можете придумать историю, чтобы наилучшим образом проиллюстрировать свою идею. Фантазируйте в свое удовольствие. Начните так: «Представьте себе, что…» или «А что, если бы…» и - сочиняйте. Я слышал множество отличных импровизаций, основанных на этом приеме. Попробуйте. Это необычайно действенный способ создания интересного выступления. Слушателям он определенно нравится. В этом случае речь можно начать с фразы: «Я ни-когда не рыбачил, но давайте представим, что…» Пусть ваша публика знает, что вы отпустили воображение на волю и собираетесь рассказать ей небылицу. Говорить правду и ничего кроме правды при этом совсем не обязательно.

Впрочем, рассказывать историю, отвечая на вопрос руководителя на совещании, вероятно, не слишком уместно. Иногда хочется обойтись более простым приемом.

Идея - пояснение - пример - идея (ИППИ). Очень простой, но эффективный и легко применимый на практике метод. Вы можете прибегнуть к нему в случае, если для ответа на вопрос вам не удается подобрать интересную историю. Используйте его и тогда, когда хотите, чтобы провозглашенная вами точка зрения осталась в памяти слушателей.
Идея: в начале высказывания огласите идею.
Пояснение: в основной части выступления приведите аргументы в ее пользу.
Пример: приведите пример, иллюстрирующий то, что вы сказали, лучше, из личного опыта.
Идея: еще раз повторите идею. Свяжите заключение с началом речи. Благодаря эффективности и простоте применения этот подход очень популярен среди ораторов.

Позиция - действие - преимущество. Для доклада перед советом директоров или большого начальника, у которого есть не больше пяти минут, чтобы выслушать вас. Больше всего подходит для использования в бизнес-среде, где история не всегда уместна, а решения нужно принимать быстро. Ваше выступление вряд ли запомнят на долгие годы, зато с его помощью аудитория примет решение на основе важной информации.

К примеру, вас могут спросить: «Вкладывать ли нам деньги в покупку этой компании?», «Каковы преиму-щества вашего продукта?» или «Что лучше - свернуть этот проект или продолжить работу над ним?»
Позиция: сформулируйте свою позицию по заданному вопросу.
Действие: расскажите, какие действия необходимо предпринять, чтобы реализовать ваше предложение.
Преимущество: опишите преимущества своего предложения. (с) источник

* 12 законов памяти: установки * осмысления * предшествующих знаний * ярких впечатлений * ретроактивного и * проактивного торможения * действий * интереса * повторения * одновременных впечатлений * края * незавершенности
* Как я "заставила" ребенка любить читать * 6 шагов создания скетч-заметок

про знания и их источники

Previous post Next post
Up