О природе капитализма по книге «Атлант расправил плечи»

Mar 02, 2014 11:12




Айн Рэнд, русская эмигрантка, которая сама видела ограничения свобод человека после большевистской революции, написала «Атлант расправил плечи», чтобы побудить задуматься о том, что значит быть свободным и какова природа капитализма. Книга обращается к одному из самых важных вопросов существования: степени, до которой человек должен быть эгоистом. На более высоком уровне это трактат о высотах человеческого духа, которых может и должен достичь каждый.

Фантастическая история, полная романтики, и философское произведение под одной обложкой, - эта книга вызвала большие дебаты среди критиков и непрофессионалов. Кажется, что ее либо любят, либо ненавидят, и если бы существовал список «самых захватывающих книг XX века», то это 1000-страничное произведение заняло бы в нем одно из первых мест.

Его главная героиня, Дагни Таггарт, молодая руководительница железнодорожной компании, пытается бороться с коррупцией на уровне страны. Ей помогает безжалостный предприниматель Хэнк Рирден и напыщенный аристократичный барон Франческо д'Анкониа. Однако главный действующий персонаж не показывается до самого конца книги, и только тогда читатель получает ответ на интригующие его вопросы. Почему величайший из живущих философов работает поваром в закусочной в Скалистых горах? Как самый выдающийся изобретатель нашего времени стал подпольным бандитом, работающим на железной дороге? Что происходит, когда люди, которые могут спасти мир, решают не спасать его?
"Кто такой Джон Гольт?" - этот вопрос задают многие персонажи книги. Это изобретатель, олицетворяющий собой власть индивидуума. Он - метафорический Атлант, держащий на себе небо.

Книга была вдохновлена огорчением автора по поводу того, что люди напрасно тратят единственное, что отличает их от животных, - разум. Те, кто больше не спрашивают «Почему я живу?» или «Что я буду делать дальше или создам ли то, что оправдывало бы мое существование?», для Рэнд приравниваются к мертвецам. Общество предоставляет всевозможные виды защиты для каждой посредственности, потому что люди соглашаются не указывать на недостатки других, если на них тоже не будут указывать.

Это желание довольствоваться малым, чтобы соответствовать «природе человека», Рэнд в действительности считает античеловечным. Один из ее персонажей говорит, что большинство людей в действительности не хотят жить, они просто «влачат свое существование». И когда Дагни Таггарт спрашивает Франческо д'Анкониа, какой тип человека, по его мнению, является самым худшим, он без колебаний отвечает: «Человек без цели».

В понимании Дагни её роль в управлении компанией «Таггарт Трансконтинентал» - священный долг. Она чувствует себя живой, только когда едет на поезде или изучает цифры. Поезда являются ее собственной метафорой понимания жизни - они несутся на высокой скорости по заранее определенным маршрутам к точке конечного назначения. В одном эпизоде, когда она разгоняет локомотив до ста миль в час на новой ветке, которая называется Джон Гольт, Дагни неожиданно для себя понимает следующее: «Не является ли злом желание бездействия или движение без цели?»

Для Рэнд богатство является знаком того, что есть индивидуальное мышление. Умение создать что-то и сделать на этом деньги - отражение сути человеческой морали. Хилл высказал эту мысль в нескольких словах: «Думай и становись богатым». Деньги, которые приобретаются при помощи других средств: наследства, мошенничества, государственного управления, приравниваются к мародерству.

Важный вопрос, который встает перед Дагни, заключается в том, почему она должна все же пытаться спасти свою железную дорогу, в то время как воры во имя «общественного блага» расхищают ее. Призыв книги таков: «Создатели богатства, гордитесь собой!» Борьба за свою свободу производить и создавать новое благородна, избегайте бремени непродуктивного труда. Лучшее общество состоит из людей, которые обменивают наилучшие созданные ими товары на другие наилучшие товары, изготовленные другими людьми.

Являвшиеся в течение нескольких лет объектом насмешек, многие из идей Рэнд сегодня стали общепринятой точкой зрения. Сегодня мы считаем предпринимательство благим делом точно так же, как думала она, сегодня уже ясно, что капитализм обеспечивает каждому человеку лучшие возможности для использования его талантов и предоставляет еще больше новых товаров и услуг. Экономическая жизнь в XXI веке - это не просто триумф технологий, а культура изобретения, основой которого является воображение человека.

Рэнд является покровительницей предпринимателей XX века, под их деятельность она подводит моральную основу. Требование равноправия может быть благородным, если оно не подчиняет себе жизненный дух, который всегда был залогом прогресса человека. Личный интерес, как замечал Адам Смит, находится в полном соответствии с природой человека, а следовательно, приносит в жизнь больше морали.
Все существование Дагни Таггарт кажется постоянной борьбой, но все же она отказывается считать свою жизнь страданием. В отличие от многих, она не отказывается следовать за общепринятым мнением, что «такова жизнь». Она ощущает радость состояния «быть живым».

Книга вызвала ряд негативных откликов, считаясь экстремальной, простой или даже наивной. Однако определение, которое подходит ей больше всего, - бескомпромиссная. Рэнд по природе своей была радикалом, она создавала идеи, неприятные для большинства людей, и ее мысли до сих пор не до конца понятны. Книга получилась объемная, более 1000 страниц, и как все великие романы, это скорее мир, в который вы входите, чем книга, которую вы читаете.

Рэнд, возможно, была излишне шумной, слишком много курила, сторонилась людей и не принимала коммунистов, но ее звезда продолжает подниматься. Ее философия максимального самовыражения прекрасно сочетается со стремлением к технологическому прогрессу. Эта книга, без всякого сомнения, переживет своих ехидно улыбающихся критиков, продолжая восхищать читателя, тогда как другие произведения, признанные литературными шедеврами, со временем станут лишь предметом интереса ученых. (с) из книги Том Батлер-Боудон "50 книг и великих идей, которые помогут вам изменить свою жизнь"

"Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме", - заявил в начале 60-х годов XX века ЦК КПСС. И через 20 лет, в начале 80-х, умники злорадно усмехались: "Вместо объявленного ранее коммунизма ЦК СПСС провел Олимпийские игры". Между тем тогда под коммунизмом подразумевалась его материально-техническая база, и думаю, что она в принципе была построена. Просто жить при коммунизме было уже некому. Нет, население в СССР было. Не было Людей. (с) Ю.Мухин "Не надейся, не умрёшь!"

Провал коммунизма коренился не в концепции, а в душевной ориентации тех, кто воплощал его в жизнь. Жадность, собственнические интересы, и отсутствие заботы о других похоронили его навсегда. Тех, кто говорят о коммунизме как о зле, в качестве замены интересует прежде всего капитализм, с тем чтобы жадность, собственнические интересы и отсутствие заботы о других могли стать еще более радикальными.

* Три типа людей по внимательности к другим: способы различения - методы достижения целей Служащими Себе - меры воздействия на мудаков - как «ни рыба ни мясо» могут стать более человеколюбами - могут ли быть оправданы война и насилие - как всё начиналось

Осуществление коммунизма предполагало, что все люди будут заботиться об общественном благе и не будут стремиться обеспечивать себя нечестными методами или не будут жадными. Сообщества Служащих Другим действуют фактически таким же образом, мало чем отличаясь от коммунизма, - когда возникает необходимость, все делают шаг вперед, беря на себя ответственность, все делятся друг с другом, и никто не возмущается. Однако выполнение такого рода общественных установок зависит от духовной зрелости членов сообщества.

Сократ говорил, что "Он является самым богатым, довольствуясь самым малым, поскольку получает удовлетворение от богатства природы." Почему элита Служащих Себе всегда хочет больше денег и никогда не может удовлетворяться? Неужели они не удовлетворены своими миллионами?
Богатство означает власть, а также безопасность и, тем не менее, помимо любого данного богатого человека всегда есть другие, которые тоже получают богатство и власть. Служащие Себе хотят быть на вершине кучи, на верхушке любой иерархии. Даже когда им удается достичь такого ощущения в своей локальной области, они чувствуют, что по большому счету не находятся наверху. Возможно, они занимают высшее положение, например, внутри своей страны, но это не так в международном плане. Таким образом, жадность не знает границ, поскольку всегда присутствует конкуренция.

Как в целом работает такая вещь, о которой Иисус сказал - "вас спасет бедность. Думаю, что бедность - это полное невезение.
Послание Иисуса заключалось в том, что не нужно желать материальных вещей больше, чем стараться заботиться о своем соседе. Если сообщество может стать комфортным для всех, когда все обладают всем тем, в чем они нуждаются, и у них есть много роскошных предметов - прекрасно. Запрещающих это правило нет! Зло заключается не в обладании материальными благами, проблема возникает тогда, когда человек поворачивается спиной к другим. (с) zetatalk.com

* Преобладание Тела, Разума или Души в управлении действиями человека * Возраст души человека

про Жизнь Системно

Previous post Next post
Up