ТО, ЧТО ОТ ВАС СКРЫВАЮТ - КОМУ В ВКЛ ЖИЛОСЬ ХОРОШО? СВИДЕТЕЛЬСТВА ОЧЕВИДЦЕВ.
Sep 29, 2020 16:59
Сегодня можно много лестного прочесть о жизни в Великом княжестве Литовском и Речи Посполитой, о Статуте - первой в истории Конституции и, что самое интересное, о жизни крестьян в ВКЛ и РП, которое было чуть ли не эталоном того времени. Но давайте обратимся к историческим документам и почитаем, что европейцы говорили и писали о ситуации в ВКЛ и РП. И так, Сигизмунд Герберштейн - австрийский дипломат, уроженец современной Словении, писатель и историк.
Наибольшую известность приобрёл за обширные труды о географии, истории, в середине 16го века,в своих "записках о Московии" в разделе "О Литве", сообщает - "...Народ жалок и угнетен тяжелым рабством. Ибо любой, располагающий властью, в сопровождении толпы слуг войдя в жилище крестьянина, может безнаказанно творить, что ему угодно, и забирать необходимые в обиходе вещи, съестное и все, что заблагорассудится… Поэтому-то деревни располагаются вдалеке от дорог...".(С.Герберштейн. 1549г.)
[Spoiler (click to open)]Одновременно с Герберштейном, другой очевидец тех событий, Анджей Фрич-Моджевский (1503-1572) - польский общественный деятель, религиозный реформатор и политический мыслитель, в своём трактате "Об исправлении государства", изданном в Кракове в 1551 году, писал - "...Шляхтичи считают крестьян рабами или скотиной. Ни один тиран не имеет большей силы над жизнью и смертью простых людей, чем та сила, которую дают шляхтичам законы. Шляхтичи бесчинствуют, убивают горожан и крестьян, относятся к ним, как к собакам… Сколько у панов подданных, столько у них и врагов..."
Другой очевидец, Сымон Будны - - социнианский проповедник, просветитель, церковный реформатор, живший в Несвиже, в 1562м году, в своём труде "Об оправдании грешного человека пред Богом", сообщает нам следующее - "...Разве не тяжело трудятся подданные на своих панов здесь, у нас в Литве, и в Польше, и, как правило, без отдыха? Разве не платят тяжелых налогов? Эти несчастные едят, как свиньи, мякину, а зерно вынуждены продавать на уплату чиншев, серебщизны и других поборов и оплат..."
В течение XV-XVI вв. на крестьян распространяется крепостная зависимость - такой порядок отношений между феодалом и крестьянином, когда последний был привязан к земельному наделу, который он не мог покинуть без воли своего хозяина. Крепостные лишались многих гражданских прав, а их дееспособность" сильно ограничивалась. Установление зависимости сопровождалось введением крепостного права. Крестьяне пытались противостоять засилью феодалов, по этому не редко уничтожали барские посевы , имущество и постройки, убегали от хозяина, в поисках лучшей жизни, обворовывали и даже убивали своих феодалов. Ограничение прав Происходило постепенно. Судебник Казимира 1468 г. за незаконный вывод "людей" в случае поимки на месте преступления назначал преступнику смертную казнь; за приём беглого - денежный штраф по 6 грошей за каждую неделю, в течение которых отчич не выполнял положенный обязанности в пользу законного господина; за удержание беглого непохожего в течение года либо более феодал обязан был заплатить 10 коп грошей (сумму штрафа за убийство).
Ограничение прав крестьян в ВКЛ и РП, закреплялось в самих Статутах - "...крестьянин мог уйти от феодала по прошествии 10-ти лет только при условии уплаты "выхода" в размере 10 коп грошей и возврата "запоможенья" (помощи, взятой им на обживание). А что же закон, знаменитый Статут (Устав) литовский, который некоторые историки до сих пор называют первой во всей Европе конституцией, обеспечивший мир, спокойствие и полную толерантность в отношениях между народами, проживавшими в ВКЛ и представителями разных конфессий? Откроем сам Статут, чтобы уточнить, кому и что он обеспечивал на самом деле, Одна из последних его глав называется "О цыганах". В ней говорится: - "...Поскольку цыганы являются людьми ненужными и бесполезными, которые не только никакой пользы, прибыли нам и никому в Речи Посполитой не приносят, но вообще наносят вред обманом простых людей и воровством, а также немало тайных краж ими делается, а временами, выходя в другие земли, особенно неприятельские, они могли бы стать лазутчиками и проводниками для дурного дела, потому устанавливаем, чтобы их с этого времени нигде не прятали в государстве нашем Великом княжестве Литовском и в землях, ему принадлежащих, за чем должны зорко смотреть пограничники и другие державцы наши, чтобы они не входили в наши земли. И если кто их выгонит со своего староства и владений, чтобы никто из других категорий подданных наших их не принимал и не прятал в своих имениях под угрозой выплаты штрафа - двенадцати коп денег в нашу казну..."
Добавлю - что в соответствии с тем же статутом вол, рабочий конь тогда стоили две копы денег. Значит, штраф равнялся шести волам или лошадям. "Статут 1588 г.) Это условие было практически невыполнимым, поэтому крестьяне становились отчизными(крепостными).
Есть особая статья о евреях, татарах "и других басурманах". Она гласит: - "...Устанавливаем и с этого времени иметь желаем, чтобы жид, татарин и каждый басурман в достоинство и в никакую власть от нас, хозяина, и от панов-рад наших назначен не был…".
Да, закон в ВКЛ был. Однако, во-первых, жизнью и имуществом холопов распоряжался единолично пан. Во-вторых, сам пан знал, что закон и по отношению действует избирательно, в зависимости от мошны, то есть от господских богатств. Всем в княжестве было известно, что с теми же Сапегами судиться бесполезно. И с Пацами. И с Чарторыйскими. А тем более с Радзивиллами.
В те времена в Речи Посполитой даже поговорка ходила: "У трибунала декрет, а у Радзивилла мушкет". Ему ничего не стоило приказать своим драгунам войти в зал, где заседал суд, и открыть огонь, как это случилось в Минске в 1755 году. Более того, в том же статуте от 1588 года, в старье № 3, сказано следующее - "…Будет вольно и теперь каждому пану подданного своего непослушного так а духовных, как и в светских делах по своему усмотрению наказать...". Глава III, статья 3. Статут ВКЛ (1588).
Идём далее - Фульвио Руджиери, папский нунций (посол Ватикана),в своём Донесение папе римскому в 1568 г. писал - "... Паны пользуются "правом жизни и смерти над крестьянами… часто приказывают их немилосердно мучить, иногда даже вешают и… безо всякой причины убивают… Смело можно сказать, что во всем мире , не найдется более горемычного и бедного крестьянина, чем крестьянин Великого княжества Литовского..."
Другой свидетель,Джироламо Липпомано(1538-1591)- дипломат, посол Венецианской республики в Речи Посполитой, в своих донисениях, которые позже были опубликованы в историческом труде, под названием - "RELAZIONI DEGLI AMBASCIATORI. Elenco dei testi pubblicati", под 1575 годом пишет следующее - "...Пан считает хлопа не человеком, а скотом, немилосердно обходится с подданными, отбирает их поля… обременяет непосильными работами, взимает огромные штрафы, подвергает тяжкому заключению, избивает, истязает, подрезывает жилы, клеймит, обходится с ними хуже, чем татары..."
Князь Константин Острожский в письме (1593) к епископу владимирскому Ипатию предлагает тому поехать в Москву: "Порассказал бы там какое гонение, поругание и уничижение терпит здешний народ русский ... и попросил бы великого князя и тамошних духовных ... прекратить такое разделение церквей и уничижение русского народа".
Более того, польская шляхта считала литвинов отбросами общества, даже если те были не "мужитского роду". Тот же Константин Острожский,в письме православному шляхтичу (1564), писал - "...Ты, литвин, ходишь в ярме от рождения или, как скованная узой кляча, носишь на своем хребте своего господина, а я, поляк, парю, как орел без привязи, на моей прирожденной свободе под моим королем…".
Петр Скарга (1536-1612). Настоящее имя Пётр Повенский - католический теолог, иезуит, писатель, деятель контрреформации в Речи Посполитой, первый ректор Виленского университета,в 1597м году,сообщая о жизни крестьян в ВКЛ, пишет следующее - "...паны не только отбирают у горемычного крестьянина все, что им заработано, но и убивают его, если захотят и как захотят..."
Далее, Симон Старовольский - каноник краковский, историк, публицист и археолог, автор ок. 60 сочинений, которого современники называли его польским Варроном, в 1640м году пишет - "...В стране нет ничего, кроме дикого рабства, которое отдало человека в полную власть его пана… Даже восточные деспоты за всю свою жизнь не успевали погубить столько невинных людей, сколько каждый год их гибнет в Речи Посполитой..."
Путешественники XVIII века шутили, крестьянин Речи Посполитой настолько упитан, что комар влет пробивает его насквозь. Валентину Пикулю в его романе «Фаворит» удалось ужать ряд свидетельств современников в следующие строки: "...Печалью веяло от равнин славянских, на которых разместилась (от Балтики до Карпат) великая Речь Посполитая, республика с королями избираемыми. Путешественник, следуя шляхами коронными, встречал убогие корчмы и каплицы, распятья на развилках дорожных. Крестьяне польские обнажали головы перед каждым путником, бормоча испуганно: „Хвала Иезусу!“ - и проезжий удивлялся: за что этим людям благодарить бога? В самом деле - за что? Нигде в мире не было столь жестокого порабощения, как в Польше, и потому народ никак не участвовал в судьбах „ойчизны“.
Лучшие же люди Польши давно говорили так: „Что бы ни случилось с Польшею, все равно хуже того, что есть, уже никогда быть не может“. Зато слишком горячо боролись за права шляхетские сами же паны. Тоже нищие, но жадные и суматошные, они продавали на сеймах голоса любому магнату, лишь бы сегодня завалиться спать сытым и пьяным. Каждый шляхтич - клиент магната, а все его клиенты - уже клиентела. Жупан да сабля - вот и все богатство ляха. А клочок земли таков, что собака, лежащая посреди панских владений, хвостом взметает пыль на земле соседа. Но зато у шляхтича есть права: магнат, желающий высечь клиента, прежде раскладывает под ним дорогой ковер. А потом клиент садится за стол с магнатом, как равный с равным, и окунает усы в мед, кричит о вольностях шляхетских. - Речь Посполитая сильна раздорами!.. Каждый магнат мечтал быть крулем, каждый закупал голоса шляхты, все копили ядра и порох…».
Прусский король Фридрих II о Речи Посполитой - "...Вольный край, где народ в неволе, республика при короле, огромная страна, где почти никто не живет… Их женщины - настоящие мужчины».
1770й год. Цитата французского генерала и министра Дюмурье Шарль Франсуа - "...Я нигде не видел подобного в Европе, что вижу в Польше: нравы вождей конфедератов чисто азиатские, дивная роскошь, безрассудные расходы, долгие обеды, игры, танцы - вот их занятия… Конфедераты нападают на своих крестьян, грабят и бьют их до смерти… Среди конфедератов не нашел я ни одного приличного человека, за исключением литвина Богуша; главный распорядитель конфедератов - князь Радзивилл настоящее животное..."
Русский путешественник Д. Мертвяга, проезжая через земли ВКЛ 1789 году, ссобщал об ужасах крестьянской жизни в княжестве - "...Когда я проезжал (ВКЛ), надрывалось сердце от боли и негодования. Богатая земля населена людьми, которые изнемогают от работы, а глупые паны… управляют с неукротимой властью крестьянами, доведенными до окончательного обнищания. Много я проехал таких поселений, где нельзя было достать куска хлеба… Грабеж везде бессовестный и неустрашимый…".
Польский идеолог Просвещения, философ, меценат, ученый и литератор Станислав Сташиц (1755-1826), в 1790м году, пишет - "...Я вижу миллионы творений, из которых одни ходят полунагими, другие покрываются шкурой или сермягой; все они высохшие, обнищавшие, обросшие волосами, закоптевшие… Наружность их с первого взгляда выказывает больше сходства со зверем, чем с человеком… пища их - хлеб из непросеянной муки… А в течение четверти года - одна мякина… Их напиток - вода и жгущая внутренности водка. Жилищами им служат ямы или землянки, возвышающиеся над землей (шалаши). Солнце не имеет туда доступа. Они наполнены только смрадом… В этой смрадной и дымной темнице хозяин, утомленный дневной работой, отдыхает на гнилой подстилке, рядом с ним спят нагишом малые дети, на том же ложе, на котором стоит корова с телятами и лежит свинья с поросятами…"
Историк В.И. Яковенко, в своих работах сообщает следующее: - "Никто не хочет жить трудом, всяк норовит захватить чужое; легко достается оно, легко и спускается; всяк только о том и думает, чтобы поразмашистее покутить; заработки убогих людей, собранные с их слезами, иногда со шкурой, истребляют они, как гарпии или саранча: одна особа съедает в день столько, сколько множество бедняков заработает в долгое время, все идет в дырявый мешок - в брюхо".
Историк М.В. Довнар-Запольский: - Помещик был государь на своей территории: всякий на ней живущий являлся подданным владельца (так владельческие крестьяне и горожане и назывались в ВКЛ и Польше подданными своего пана). Поэтому широта власти такого помещика над лицом, живущим в его имении, определяется правами самовластного государя; помещик сам издавал законы для своих подданных, судил и наказывал (их), до смертной казни включительно". Кстати, виселицами для казни крестьян, кишели все шляхтецкие владения в ВКЛ.
Показательный случай в истории произошёл уже после присоединения земель ВКЛ к Российской империи - новые власти, прежде всего, распорядились спилить в имениях все те виселицы и колья, на которых казнили крестьян.
Князь Григорий Потемкин, получив имения на Могилевщине, поручил своим управляющим огласить во время богослужений в храмах, что виселицы убраны и никогда восстановлены не будут.
Но важно добавить, что повесить, посадить на кол мужика, бывшего господской собственностью, с живого содрать кожу не было пределом "вольности" шляхты тогдашней жизни. Проявлением особой удали для пана, замечает тот же А. Широкорад, считалось зарубить саблей или утопить ремесленника или еврея-шинкаря, которые НЕ БЫЛИ у него в крепостной зависимости.
Дело дошло было до того, что ситуацией в Речи Посполитой в годы борьбы за независимость США от Великобритании американские политики пугали своих граждан. Марцелина Грабовска в своей книге о Костюшко “Приговоренный к вечности”, изданной в Варшаве в 1984 году, процитировала филадельфийского адвоката Джона Диккинсона: - если не добьемся свободы, то “останемся подлыми невольниками, как те, которых можно увидеть в Польше, с лаптями на ногах, колтунами нечесанных волос на голове”, ибо весь польский народ - это только господа и невольники, а невольник - это каждый человек труда, так низко его труд ценится. Для одних - все и самовольство, для других - позорное ярмо, писал Джон Диккинсон. Автор А.А. Головин https://www.facebook.com/profile.php?id=100022513263757