Этничность

Jan 08, 2011 10:11

Привожу определение этничности, принадлежащее Павлу Крупкину kroopkin . Пример отличной социологии. Определение безошибочно и обладает всей мыслимой полнотой. На этом споры об этничности можно, кажется, прекратить.
Определение проверено мной методом погружения, изъянов не обнаружено. Потребно мне в качестве базового для моих собственных этносоциологических штудий. Является инструментом для конструирования социологического объекта "этнос".
Рекомендую читателям для практического применения. Например, для отделения понятия этноса от родственных ему понятий: раса, нация, народ, национальность.

>>
Этничность - это коллективная идентичность, которая (1) охватывает детей, (2) имеет имя (этноним), и никак не связана с положением своих носителей в социуме. Данная идентичность имеет также следующие неотъемлемые моменты:
-   (3) она воспроизводит себя через биологическое выживание и биологическое размножение своих носителей (включая регламентацию сексуальных отношений); а также через социализацию детей;
- она определяет (4) комплекс поведенческих стереотипов; социальных табу, кодов, норм общения; а также (возможно) (5) миф об общем происхождении и (6) общий язык.
Соответственно этнически специфическая культура человека представляет собой культурный слой, привязанный к его жизненному циклу в плане все тех же вопросов выживания и размножения. Данный подход к определению этничности подтверждается тем, что в антропологических исследованиях  к этнической культуре обычно относят различные обряды (свадебные, похоронные, другие), способы устной передачи накопленного знания (эпос, сказки, приметы, пословицы и поговорки), методы поддержания эффективной трудовой деятельности (традиции, песни).
<<    Источник.
>>
Этносы являются самыми древними «воображаемыми» сообществами, сформировавшимися еще в процессе антропогенеза, поэтому с очевидностью значительное внимание в рамках этнической части человеческой культуры посвящено чисто биологическому выживанию людей соответствующей группы и их воспроизводству. В соответствии с этим этнически специфичными обычно являются вопросы брачных традиций, традиций ведения семьи, воспитания детей, вопросы межгендерных, трудовых и социальных отношений. Этническая идентичность - это пожалуй единственная коллективная идентичность, которая включает в себя детей в том же объеме, что и взрослых. И дополнительная ссылка в определении на культурную регламентацию вопросов биологического выживания людей данной группы и их воспроизводства немедленно исключает из рассмотрения все другие коллективные идентичности кроме этнических. Этническая идентичность тесно связана с био-психической природой человеческой личности, поэтому она во многом определяет и так называемые архетипы группы, и коллективное бессознательное соответствующих сообществ в целом.
<<    Источник.

П.К. ставит признаки (5) и (6) под вопрос. Здесь уместны дополнения:
(6) Известны ли примеры многоязычных этносов? Для многоязычных общностей в этнологии специально введёно понятие "суперэтнос". Это, например, русские, включающие в себя великороссов, украинцев, белорусов и некоторых других. Или грузины, включающие в себя кахетинцев, мингрелов, сванов, хевсуров и других. Поэтому признак "общий язык" я бы включил в этничность безоговорочно.
(5) В этничности есть некий крайне плохо формализуемый "волшебный" момент. Нечто такое, что работает помимо рацио. Это радость узнавания своего среди толпы чужих. "Миф об общем происхождении" это одна из попыток рационализации указанного волшебства, возможно, неудачная. Скорее всего, это базовое свойство придется обозначить чем-то экзистенциально-категориальным, не определяемым извне. Я бы включил этот признак в этничность безоговорочно так, как есть: миф об общем происхождении.

Россия, ъ_Этничность, Обществ.Науки, ь_КрупкинП, Евреи, Изряднопорядочные

Previous post Next post
Up