06.11.2017
…Но оставалось в этом городе еще кое-что любопытное. В первый же день увидела на улице указатель "Историческая улица Чумбарова-Лучинского". Потом еще мне о ней напомнили за ужином в хостеле, очень советовали посмотреть. Всё равно мне через полгорода на вокзал идти, можно заглянуть.
Два гиганта
А ещё я наконец-то вижу центральную набережную днём. Снова мелькают бегуны и "ходоки с палочками". В Архангельске с 1983 года проходит международный поморский марафон "Гандвик", на который съезжаются спортсмены с разных уголков России. Дистанциями-спутниками традиционно выступают бег и скандинавская ходьба на 10 км. Эта бесконечная, ровная, непрерывная набережная идеально подходит для тренировок и соревнований по бегу на длинные дистанции.
Весёлые ходоки
Монотонность несколько разбавляют корабли и памятники.
В напоминанье поколенью,
Не знавшему войны,
Поставьте памятник тюленю
На берегу Двины.
Он этого достоин - верьте!
Когда к нам шли враги,
Он многих спас в тылу от смерти,
От пагубной цинги… <…>
В. Жилкин, 1970
Память этой жертве хотели увековечить сразу же после завершения войны. Вопрос несколько раз поднимался на городских советах в последующие годы. Но только в 2010 году на набережной открыли памятник "Тюленю - спасителю жителей Архангельска и блокадного Ленинграда". Во время войны Архангельск был вторым городом по смертности от голода, сразу после Ленинграда. Те же 125 грамм хлеба. Для поддержки населения организовали промысловые экспедиции в Баренцевом и Белом морях. Мясо, жир, шкуры расходились по Архангельской и Ленинградской областям. Я не знаю, сколько жителей этих областей своим существованием обязаны тюленю. Наверное, много. А сколько помнят об этом? …
Рядом памятник участникам северных конвоев. Именно здесь на рейде Северной Двины встали на якорь корабли и суда первого союзного конвоя "Дервиш".
31 августа 1941 года уже более 2-х месяцев бушевала война. Под напором фашистов пали Прибалтика, Белоруссия, Правобережная Украина. Немецкие войска стояли на пороге Ленинграда и рвались к Москве. А в Архангельске с оркестрами и транспарантами "Добро пожаловать" встречали прибывающий из Англии первый союзный конвой со стратегическим грузом и военной техникой для Красной Армии. В честь этого в 2015 году установили памятник. Стена-блокада и прорывающийся, пробивающийся сквозь нее корабль. Второй символ здесь - граница между миром живых и мертвых, память павшим морякам.
Иногда сворачиваю во дворы.
Костёл???
Кирха!
В нужном месте поднимаюсь в город и выхожу к самому высокому зданию в городе и области - башня 24-х этажей.
По странному стечению обстоятельств, именно от этого примера позднесоветского (1982 г) домостроения начинается "Чумбаровка", как называют её местные.
Название ни разу не поэтическое - проспект назван в честь революционного деятеля Фёдора Степановича Чумбарова-Лучинского. Нас встречает добрый архангельский сказочник, Степан Григорьевич Писахов, который жил на соседней улице Приморской.
Видите у него на голове чайку? А она должна быть. Но периодически "улетает". Автор скульптуры, заслуженный художник России Сергей Сюхин, мечтал, чтобы любой прохожий мог поздороваться и пожать руку знаменитому сказочнику. Свою работу он назвал «Здравствуйте, люди добрые!». Ведь именно таким добродушным человеком, по воспоминаниям современников, и был Степан Григорьевич. Очень уютное начало!
Потянулись исторические постройки. Многие из них являются объектами исторического наследия России и перевезены сюда из разных точек города. Улица полностью пешеходная, выложена плиточкой, обустроена лавочками и урнами. Но как же здесь грязно! Не в плане снега или грунта, а из-за мусора. Это прямо бросается в глаза, даже фотографировать сложно. А запечатлеть хочется каждый домик и каждую скульптуру.
Иногда оглядываюсь на здание-свечку.
В некоторых домах расположены кафе и магазинчики. Они только-только открываются и можно спокойно побродить, поглазеть на витрины. Традиционно выбираю только один сувенир - ручку с названием города. Длина пешеходной части улицы менее километра, проходится она достаточно быстро.
Выходит почти на МРВ. О, вот и нужный автобус стоит. Узнаю у водителя, что до отправления еще 40 минут. Хороший повод зайти в здание МРВ. Внутри оказывается тупо вещевой рынок. Вообще ничего от вокзала не осталось. Зато вы почти каждый день видите его в своём кошельке - присмотритесь к 500-рублевой купюре. Ну ладно, пойдем на набережную.
Ещё в музее я увидела сувенирку с надписью "Архангельск - город белых ночей и разводных мостов". Как неоригинально, но полезла искать, что тут за мосты такие. Нашла один подходящий под это определение - Северодвинский. Это самый северный разводной мост в мире. Впрочем, "разводной" тут - понятие условное. Для прохода высоких судов средняя часть моста поднимается на опорах. Действо происходит с 2 до 5 часов, и не каждую ночь. Собственно, вот он.
Смотрю на карту - я как раз по нему поеду! Ещё пара кадров в сторону порта и пора возвращаться садиться в автобус.
Посадка открыта на два автобуса; один едет в центр Северодвинска, второй - на остров Ягры. Нисколько не сомневаясь, поступила по принципу "чем дальше, тем лучше".
40 минут дороги и конечная остановка - у местного ДК. Встречает прибывших памятник кораблестроителю Григорию Лазаревичу Просянкину.
Это один из создателей атомного флота СССР, основавший Центр судостроения "Звездочка" (ранее - завод № 893) и в течении 30 лет (!) им руководящий. Это под его руководством был выполнен ремонт и модернизация первого в мире атомного ледокола «Ленин» с выполнением уникальной операции по выгрузке отработанного ядерного топлива. Сейчас он стоит музеем в Мурманске и согревал меня одним зимним вечером… Винты подводной лодки вокруг бюста Г. Л. символизируют спокойствие Земли при наличии в мировых океанах российских атомоходов. Поставлен в 2004 году.
Не теряя времени на центральные улицы, двигаю сразу на берег. Здесь, в который раз, встречает меня застывшее время. Правда, с необычным оттенком. Вроде и стоят в чистом поле бетонные блоки, а-ля вчера построены, да они девятиэтажные, и припаркованы рядом вполне себе иномарки.
Но это всё я мельком отмечаю. Впереди меня песчаный прибрежный вал, а за ним бескрайнее, пасмурное Белое море. Это всё, край. Точка. Отсюда - только назад.
Некоторое время стою, вглядываясь в даль. Потом иду вдоль берега. Время отлива, и волны с тихим шепотом постепенно обнажают полосу желтой ряби с редкими ракушками. Я уже и забыла, каково это.
По пляжу гуляют люди. Сюда же выходят трубы с подозрительно жёлтой жидкостью. Во время прилива они скрыты водой, а сейчас пускают ручьи во всей красе. Это портит всю картину. Остатки бетонной набережной светятся граффити.
За ней тянется ряд кабинок для переодевания. Это даёт некоторую надежду, что летом здесь не так уныло. Поднимаюсь выше. Напоминанием о славном прошлом стоит камень с памятной табличкой. Почти пятьсот лет назад именно сюда пришли первые корабли из Англии, потом наладились регулярные торговые связи. Сейчас мне сложно представить, что где-то существует блистающий Лондон. А ведь даже была там... в какой-то другой жизни.
Снова возвращаюсь к воде. Журчит, перекатывает песчинки и хлопья пены. Строчки песка уходят за поворот. Как всегда, в таких местах хочется встать и стоять.
Но город ждёт, мне еще идти до него. Я пока на острове. Через поросший карликовыми березками песчаный вал выхожу к домам.
Во дворе расположено озеро Чаячье, и вокруг него активно создают парк. Уже проложены дорожки, на моих глазах устанавливаются новые беседки. Скоро здесь будет красиво. Потянулось шоссе на материк. По-межсезонному грязно, и окружение не добавляет оптимизма. Почти.
Иду, пою, верчу головой. Машины проносятся мимо редким, но непрерывным потоком. Через протоку от себя вижу поселение, жители которого твердо верят в хорошее.
Добро пожаловать в следующую запись. Эта оказалась слишком большая