04.11.2017
За ночь просыпалась 2 раза. Первый раз в 23 часа. Было ощущение, что проспала уже часов 6. Даже подумала, что мобильник сбился, но нет. И второй раз в вагон зашел шумный детский коллектив. Но вот и будильник завибрировал под капюшоном. Открываю глаза - мимо в свете дорожных фонарей проплывает сказочный заснеженный лес. Спасибо пассажиру снизу, что не стал закрывать окно. Минут 10 лежала, просто любовалась и тихо радовалась. В вагоне 28 градусов, а там ели в шубки укутаны. Сползаю с полки, надеваю ходовое, иду в тамбур, где посвежее. Едем по непроглядной тайге. Монокультурье нарушает только вездесущие борщевики, хрустальными зонтиками возвышающиеся над краем насыпи.
А мы опять пересекли во сне
Зимы и осени границу
Мы скоро в зиму ляжем как в постель
Укроем недуги снегами
За 67-ую параллель
Уйдем разделаться с долгами
Пусть сейчас я намного южнее 67-ой параллели, и даже южнее Архангельска, но за городом зима всегда лучше. Пришел проводник, открыл дверь, откинул лесенку. До полной остановки мы молча смотрели на приближающийся вокзал. Попрощались, и я спрыгнула на перрон. Всего из поезда вышло человек 15. И все сразу куда-то испарились. Я пока стою, соображаю, втыкаюсь в карту. Пожалуй, здесь лучше до рассвета походить по центральным улицам, там хоть фонари есть. Поднимаюсь на мост через ж/д. В темноту убегают рельсы. Ослепил прожектором и скрылся груженый углем состав.
Сразу от моста начинается Октябрьский проспект, бывший Вельский тракт. Машин нет, иду прямо по проезжей части. Тишину нарушают только гудки локомотивов и гулкие объявления диспетчера. Пушистый снег скрадывает звуки шагов, обычно так мне мешающие. На лицо падают снежинки. Дохожу до площади Юбилейная. Отсюда раньше уходила маршрутка на Норинскую.
Пожалуй, тут нужно сделать небольшое отступление. В Архангельск я хотела давно, еще до моего увлечения творчеством, а затем и личностью Иосифа Александровича Бродского. И приехала бы независимо от его биографии. Но в Архангельской области, точнее в деревне Норинская Коношского района, с апреля 1964 по сентябрь 1965 поэт жил в ссылке. После его отъезда деревня пришла в запустение, и сам дом начал разваливаться. Совсем недавно, уже в 2013 году кто-то решил восстановить избу и сделать ее музеем. Идея была поддержана губернатором Архангельской области. В 2015 году сюда приехали первые посетители.
И вот я. Полтора года назад переехавшая по учебе в родной город Бродского. И пропавшая. "Этот город сам по себе так хорош, что там можно жить, не испытывая потребности в иного рода любви… Он так прекрасен, что понимаешь: ты не в состоянии отыскать в своей жизни - и тем более не в состоянии сам создать - ничего, что сравнилось бы с этой красотой". В общем-то, сказано это о Венеции, которая, по утверждению того же автора "во многом похожа … на Петербург". Гуляя по городу, я часто вспоминаю эти строки, обращая их к нему.
Но сидеть на одном месте тоже скучно, я хочу двигаться. И чем дальше, тем лучше. Раньше все ограничивалось городами, до которых можно было доехать за ночь по железной дороге. Петрозаводск, Рыбинск, Череповец... В Череповце будущий поэт переживал Блокаду Ленинграда. И вот появляется возможность слетать на самолете, оказаться дальше обычного. Даже не задумываюсь над местом назначения. А если Архангельск, значит и Норинская. И без посещения дома-музея было никак не обойтись. Я даже нашла их сайт, позвонила и записалась на экскурсию. Так что здесь меня, впервые, кто-то ждал. Ближайшая ж/д станция к ней - Коноша. На сайте музея написано, что до Норинской ходит маршрутка, но по телефону сказали, что маршрутка отменилась, и доехать можно только на такси. Ладно, надеюсь, оно того стоит.
Однако надежда на маршрутку всё-таки оставалась. А вдруг. Но, судя по расписанию на остановке, в ту сторону ничего не едет. Ладно, пока гуляем. Тут всего две большие улицы, пересекающиеся под прямым углом: Октябрьский проспект и Советская улица. Обе выходят из поселка и рабегаются к другим. Пройдем сначала по Советской. Тянется, тянется, тянется… Два ряда деревянных домов, а за ними проглядывает лес. Я иду, иду, иду…Просто идти, наслаждаясь снежной красотой. Редко приходится пропускать машины.
>
Задумалась над тем, сколько было И. Б., когда он попал в ссылку. В голове были какие-то даты, выходило, что 24. Мне почти 23, здравствуйте… Дошла до выезда из поселка и обратно. Снова тянутся цепочки следов. Пришлось уйти на тротуар, машин стало больше. Время к семи. Небо начинает сереть. На подходе к Юбилейной срезала уголок и сразу вышла на Октябрьский. Но самое интересное было в этом уголке. Во-первых много-много маленьких качелек и каруселек. Во-вторых на горке стоял большой динозавр, а на другой стороне тропинки два поменьше. Чудно выглядели эти гости из юрского периода здесь в заснеженном поселке. На фоне церкви. Порадовалась и вышла на проспект. Тут выключили фонари и стало светло. Укрытый свежим снежком широкий проспект колышется по горкам и уходит за горизонт. Впрочем, по нему я поеду в Норинскую, поэтому почти сразу вернулась. Советская улица привела к переходу через ж/д на окраине поселка и сменилась Олимпийской. Оп...
Слитное написание "не" с "общим" я видела только в эпиграфу к Нобелевской речи Бродского, через него потом выйдя и на стихотворение Баратынского. Нет, это я уже все придумываю, конечно, никакой связи тут нет.
Скоро показалось озеро. Роскошно выглядит свинцовая вода в белой опушке. Противоположный берег покрыт лесом. Такая простая и такая желанная для городского жителя картина. Почти к самой кромке воды подходит след снегохода. Улыбаюсь, вспоминая, как прошлой зимой по такому же следу я шла к Рыбинскому водохранилищу и ГЭС.
Медленно бреду по берегу, впитывая всю эту красоту. Впереди в воду вдается деревянный помост с лавочкой. Сейчас у меня будет идеальный завтрак!
У вас когда-нибудь промерзали в рюкзаке баранки? Аж зубы ныли, пока грызла их. Закусив хрустящим бананом, потопала дальше.
Дальше прямо к берегу подходили участки и пришлось свернуть. Хотела еще как-нибудь приблизиться к берегу, но подхода не было. По правую руку все улочки сужались в лес. На карте в его центре было нарисовано болото, и я планировала обойти его краем. Но если он так красиво темнеет в конце симпатичной улочки, почему бы не подойти пораньше? О, и тропинка протоптана. Узкая и прямая как струна. На другом конце упирается во что-то непонятное. Мне бы уже выходить к вокзалу и соображать что-то насчет такси, да ехать дальше. В еще большую глушь. Наслаждаюсь неспешной прогулкой по лесной дорожке.
По обе стороны от нее сомкнулся еловый лес. Вкусный воздух наполнен незнакомыми птичьими голосами. Постоянно кручу головой, вглядываясь, вслушиваясь. Впереди что-то шевелится, и я понимаю, что это проезжает поезд. Отлично! Выхожу прямо на перрон. Немного согреваюсь на вокзале и ищу номера такси. Глажу белого котика.
И выхожу. Снова поднимаюсь на мост. Ха, как будто на второй круг захожу.
Но сейчас останавливаюсь на Юбилейной площади и вызваниваю такси. До Норинской 20 км и 500 рублей. Отлично, направляем машинку, черная иномарочка, номер такой-то. Сразу же звоню Ольге Александровне, чтобы предупредить о своем приезде. Одновременно подъезжает черная иномарочка и выясняется, что Ольга Александровна меня не ждет. Эм, а я была уверена, что мы договорились. Но она готова отложить свои дела и провести мне экскурсию, надо только заехать за ней. Разворачиваю такси, подъезжаем к нужному дому, ждем. Приходит Ольга Александровна и оказывается, что они с водителем старые знакомые, но, судя по разговору, давно не виделись. Было приятно случайно организовать эту встречу. Заметно приятный вологодский говор с Оканьем и частицей "-то". Дорога быстро пролетела под обсуждение последних новостей, вот мы разворачиваемся около большого плаката с портретом И. Б. и останавливаемся у деревенской избы. Выясняется, что в деревне связи нет, поэтому надо сразу договориться с водителем, когда нас забирать. Я бы хотела походить по деревне и вокруг нее подольше, но у Ольги Александровны были дела в городе, я же ее незапланированно вызвонила. Поэтому договорились на полтора часа.
И потёк рассказ. Сначала на крыльце - о самом доме. Он развалился почти полностью. Пришлось искать похожий и по бревнышку перевозить сюда. В процессе разбора завалов были найдены предметы мебели и домашняя утварь, которые теперь стоят на своих законных местах. Обстановка воссоздана по свидетельствам современников. Мне показываются фотографии, в нужных местах цитируются наизусть стихи и строки прозы. Многое мне уже знакомо по книгам. Важно слышать это здесь, держа в руках перьевую ручку, касаясь деревянного стола, читая заголовки советских газет, наблюдая пейзаж за окном. Следуя рассказу Ольги Александровны, воображение рисует нужные сцены. Я не буду пересказывать экскурсию, она почти дословно доступна в письменных источниках.
Время пролетело незаметно. Ко многим стихотворениям добавился контекст. Мне было дано совсем немного времени на фотографирование. Заново обхожу комнаты. Машина уже приехала, я все не могу выйти отсюда. А еще хотелось пройти по деревне и прогуляться по лесу, по полям. Какое-то чувство сильной незавершенности. Ладно, будет лето, будет велосипед, вернусь, додышу, досмотрю.
Расплатившись и попрощавшись с Ольгой Александровной и водителем, я осталась посреди Коноши с совершенным незнанием что делать дальше. Планировалось провести в Норинской не один час, а сейчас еще полдня до поезда. Еще до отъезда искала, что там можно посмотреть в Коноше? Шерстю интернет - глухо. Окей гугл, Коноша церковь. Да сколько хочешь, хоть две. Одна - 2004 года постройки, вторая - Зал Таинств. Спасибо, я пас. Окей гугл, Коноша музей. Есть один. Суббота выходной. А вдруг? Пошла туда. Вот тут повезло! В честь столетия революции музей был открыт и даже представлял две новые выставки. Беру билеты сразу на все. Правда, без экскурсовода, мозг и так кипит. Но Ольга - замдиректора музея - все равно много рассказывала по всем экспозициям. Я слушала во все уши. Как назло, заглючил мобильник, и часть фото не сохранилась. Местный художник, создающий реалистичные портреты лишь с помощью простого карандаша.
Вся хронология Октябрьской революции.
7 ноября должно было состояться вскрытие капсулы, заложенной пионерами 50 лет назад. Интересно, что всем присутствующим на закладке капсулы выдали подтверждающий документ и занесли их в список. Некоторые из них найдены и приглашены на церемонию вскрытия. В зале подготовлен стенд для фотографий и артефактов события. Сейчас он уже заполнен. История строительства Коношского участка железной дороги и возникновение поселка. Именно здесь поездам, следующим на Архангельск, меняют электровоз на тепловоз - севернее дорога до сих пор не электрифицирована. Большая часть населения так или иначе обеспечивает функционирование станции. Воссоздан советский плацкарт.
Но самой интересной частью мне показалось расследование местных энтузиастов падения самолета Ил-4 в местном лесу. О нем и Ольга рассказывала с особым блеском в глазах. История следующая. Группа из 4, кажется, самолетов, летела по своим делам из Саранска в Мурманскую область. Не помню уж зачем, но это точно был не боевой вылет. Один из них рухнул. Событие замолчали и экипаж до последнего считался пропавшим без вести. Но падающий самолет видели местные жители. В 2012 году о событии вспомнили и начали поиски. Работа осложнялась тем, что остатки лежали в болотистой местности. Долго не могли установить тип самолета и список экипажа. По железкам, по обрывкам документов восстановили историю. Были направлены запросы во многие военные части. Оповестили родственников. По всем правилам захоронили останки. Всё найденное на месте аварии передано музею и оформлено в виде интересной выставки "Военная тайна".
Нашла темку с обсуждениями поисков.
http://trizna.ru/forum/topic/37094-%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B6%D0%B8%D1%82%D0%B5-%D0%BF%D0%BE-%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D0%BC-%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D1%91%D1%82%D0%B0-%D0%B4%D0%B1-3%D1%84-35-%D0%B0%D0%BF-%D0%B2%D0%BC%D1%84/?page=1И под конец моей абсолютно уже квадратной голове была предложена еще одна военная загадка, оформленная в виде квеста. История на фото. В зале несколько стендов с описаниями работ местных партизанов и штатных военных, на которых можно было найти ответы к заданиям. Снова много интересной информации, куда б тебя положить? Но квест я прошла, и это официально закреплено в моем листке печатью Краеведческого Коношской музея.
Вот есть музеи - как языки. После N-ного количества освоенных уже сам можешь вести экскурсии, надо только выяснить небольшие подробности. Но в маленькой Коноше, в нескольких комнатках умудрились рассказать действительно несколько увлекательных историй. Я искренне благодарю Ольгу и выхожу на свежий воздух. Это все надо сразу же записать. В магазине цепляю какую-то еду и иду на вокзал. Автомат налил мне чай с пенкой.
Эээ? Пенка пахла лимоном. Ну ладно, хоть горячий. Несколько часов пролетели незаметно между писаниной и глажением белого котика.
Вот и мой поезд. Сидячка, но шикарная. Пустой вагон. Растечься в мягком кресле, вытянуть ноги и заснуть.