Основное правило дизайна

May 30, 2020 08:05


При проектировании системы необходимо учитывать свойства объектов, которые будут взаимодействовать с системой. Если система имеет потенциальную уязвимость, то этой уязвимостью воспользуются. Вообще это отдаленно похоже на закон Мерфи. Поэтому единственный выход верного и стабильного функционирования системы - убрать все уязвимости. Когда я начал писать этот пост, то в первую очередь думал об организационных системах, например, больших компаниях, потому что именно здесь скрыты большие возможности для применения этого принципа; в данный момент мне это близко.

Начнем с забора или ограждения. Если прутья ограждения расположены со слишком большим шагом, то через ограждение можно пройти, как будто его нет. Можете заметить, что ограждения около детских садов имеют меньший шаг, то есть, внезапно, проектировщики понимают с чем имеют дело и учитывают свойство (размер) пользователей - детей. С заборами для взрослых проектировщики тоже учитывают свойства пользователей и делают забор высокий и желательно с острыми штуками, чтобы отбить желание перелазить его. То есть для достаточно простых систем проектировщики прекрасно понимают как построить систему для эффективной работы. Это просто здравый смысл - учитывать физические размеры и возможности людей для правильного использования системы. Мы имеет превосходную интуицию о всём, что мы можем ощущать органами чувств и это обычно не вызывает никаких проблем и архитекторы находят прекрасные решения, которые работают ясно и корректно вплоть до разрушения этих самых систем. Кстати, один из хороших примеров дизайна, основанного на физических ограничениях, лежит в урбанистике: можно проектировать улицы таким образом, что водители совершают гораздо меньше ошибок и вероятность ДТП значительно снижается.

Дела обстоят совершенно по другому, когда мы не можем пощупать свойства и представить их как они есть. Именно тут возникают системы с зияющими дырами, которые эксплуатируются разными людьми. Примеров таких не счесть:

* образовательная система с принципом от сессии до сессии живут студенты весело

* введение идиотских KPI, выполнение которых вкапывает бизнес глубже в землю

* распределение рабочего времени у офисных сотрудников

* оптимизация медицины

* отсутствие обратной связи (вообще очень широкий пример) как снизу вверх, так и сверху вниз

* тысячи их

Всё это происходит в уже существующих системах или в строящихся. В первом случае надо провести детальный анализ текущей ситуации и понять проблемы, а также их причины. Во втором случае надо задать целевые показатели системы, построить процессы и провести моделирование, чтобы распознать уязвимости на этапе проектирования. Основные принципы, которые помогут нам в проектировании или изменении существующих систем такие: введение правил/ограничений (ограничение скорости на дорогах, установка дедлайнов, уборка отвлекающих факторов), масштабирование (изменение численности рабочих групп), временные лаги (долгосрочное премирование, измерения метрик в процессе работы, по результатам работы, через Нное время после выполнения работы).
Previous post Next post
Up