Оригинал взят у
visualhistory в
Китайские плакаты Культурной революции: искусство на грани безумия После первого краткого знакомства с
миром советского плаката и
чучхейской живописью обратимся к не менее богатому и занимательному материалу, именно китайским пропагандистским постерам. Это самостоятельное культурное явление, которое, как и в случае с КНДР, представляет собой симбиоз заимствованных художественных форм и шаблонов советского агитпропа с местными традициями изобразительного искусства, ментальностью и социально-политическими реалиями. При этом плакат КНР по своему стилю и содержанию довольно сильно различаются в зависимости от исторического периода. Сегодня мы рассмотрим период Культурной революции (1964-1974), а в следующий раз возьмём для сравнения более ранние годы (1950-1963).
Мне кажется, что китайские плакаты именно периода Культурной революции наиболее экспрессивные, они вобрали в себя неистовый дух того безумного времени, которое можно образно назвать "социальным ядерным взрывом". Ничего подобного в СССР или других странах социализма не было, поэтому эти китайские произведения цепляют не только самобытностью, "экзотичностью" художественного языка, но и погружением в неведомый нам мир "Красного Китая".
Чтобы сразу разбить поверхностные ассоциации со сталинским СССР, мы начнём наш обзор не с шаблонного "милитаристского" плаката.
Как вы думаете, что пропагандирует эта дама?
Крупнее Ответ. На этом плакате последнего года Культурной революции (1974) пропагандируется государственная задача ограничения рождаемости ("одна семья - один ребенок"). В одной руке пособие по "планированию семьи", в другой - пузырёк с противозачаточными пилюлями.
Эта политика проводилась настолько жестко, что привела к появлению около 200 миллионов "неучтённых" китайцев. Для многих семей оказалось проще растить офоициально не существуюшего второго ребенка, чем попасть под всевозможные санкции, в т.ч. в отношении первого дитя.
Далее пойдём уже более-менее хронологически.
Название "Культурная революция" закрепилось за Великой Китайской Смутой почти случайно, просто в начале тех событий шла очередная кампания по "культурному воспитанию масс на примере героев". В принципе, это нам хорошо знакомо по советской истории (Стаханов, Чкалов, Матросов), но в Китае были герои со своей спецификой. В 1963 г. одним из культовых персонажей стал простой паренек, задавленный грузовиком. Его жизнь была абсолютно ничем не примечательна, кроме того, что он до последней минуты штудировал цитатник Мао. Однако в руководстве КПК тогда решили, что такие неприметные парни и есть настоящие примеры для масс: скромность и преданность идеям Мао.
Впрочем, были там и персонажи, более похожие на героев в нашем понимании. Такие как некий Huang Jiguang, который воевал "добровольцем" на Корейской войне и геройски погиб не ней.
Не помню, как там это произошло, но на плакате (около 1964 г.) выглядело очень красиво:
Здесь уже сразу чувствуется стилистическое отличие от советских аналогов: больше динамики и экспрессии. У китайцев герои должны летать, в чём нас не раз убеждал их кинематограф.
На следующем плакате молодые люди с цитатником Мао в руке (хунвейбины или цзаофани) идут куда-то:
КрупнееЭто также совершенно не советская реалия. В годы Культурной революции сотны тысяч молодых людей большими и малыми отрядами шли пешком через всю страну, чтобы выразить свою преданность Мао, а если потребуется - защитить его от ревизионистов. Многие из них потом приняли участие в ожесточенных уличных боях с партийными комитетами в Шанхае и ряде других крупных китайских городах.
Цитатник Мао в руке - это вообще символ всей Культурной революции. Это мы видим на множестве документальных фотографий и, тем паче, на плакатах.
Считалось, что учить цитаты Мао следует не отрываясь от производства, стоя у станка или работая на тракторе:
Можете такое представить в СССР?
Одним из главных тезисов Мао была неизбежность мировой войны с империализмом и советским ревизионизмом. Соответственно, огромное место в пропаганде отводилось военной подготовке и поднятию боевого духа.
Этот плакат называется "Железный бастион" и призывает присоединиться к Китайской народной армии (НОАК):
По сравнению со скучными позднесоветскими армейскими плакатами (которые обычно висели на плацу в.ч.), китайские агитки 1970-х смотрятся просто как постеры к американскому кинобоевику в стиле "Коммандо":
Чувствуете экспрессию?
Если советский плакат с 1960-х гг. уходил всё больше в трафаретность, шаблонность, откровенную бездарность, то китайский в 1970-е становился всё более живописным, художественным.
Этот плакат призывает повышать бдительность в защите родины-матери:
КрупнееТолько посмотрите, какая здесь проработка образов!
Некоторые образцы, безусловно, поднялись едва ли не до шедеврального уровня.
Например, плакат с конным дозором в снежную бурю просто воскрешает в памяти образы васнецовских былинных богатырей:
КрупнееЯ бы себе такой на стену повесил!
В обратном переводе с английского название этого плаката звучит примерно как "Полевая подготовка сделает наши красные сердца преданными идеям Председателя Мао навеки":
На этом плакате мы видим сцену обучения женщин стрельбе из артиллерийского орудия:
Крупнее Впрочем, не всегда художники выбирали для плаката китайский вариант соцреализма. Есть замечательные образцы другой графической манеры:
КрупнееОднако и здесь нельзя не отметить экспрессивность красок.
Все эти воинственные художества не были лишь "бумажным тигром", милитаристский психоз в конце-концов привёл к реальному вооруженному столкновению с бывшим союзником и благодетелем, которое, к счастью, не вылилось в полномасштабную войну. Я имею в виду события на Даманском полуострове 1969 г.
По их итогам, кстати, в 1970-м г. появился такой плакат:
Подпись к нему гласит: "Мы не атакуем, если только сами не подверглись атаке. Но если подвергнемся, то, безусловно, будем контратаковать".
По мере затуханию Культурной революции воинственность и неистовство на плакатах стало уступать место настроениям радужности, лучезарной радости народных масс.
Этот плакат 1976 г. показывает народную поддержку Хуа Гофену, назначенному преемником Председателя Мао, скончавшегося в том же году:
Крупнее А дальше на китайских плакатах будут появляться уже совсем другие призывы и образы.