Кёнигсберг на старых гравюрах и рисунках. Часть 3.

Jan 07, 2012 11:18



Оригинал взят в Кёнигсберг на старых гравюрах и рисунках. Часть 3.
В 17 веке Кёнигсберг находится в зените своего могущества, выступая очагом формирования прусской государственности, то есть, по сути дела,  всего будущего государства немцев.
Восточную столицу, как и другие важные европейские города, старательно зарисовывают мастера-картографы, чтобы потом издать эти планы в виде роскошных гравюр.
Один из них был некто Беринг, который создал замечательный по своей подробности чертёж Кёнигсберга в 1613 году. На нём, как тогда было принято, запечатлён весь город.
Издавались как чёрно-белые, так и раскрашенные варианты гравюр. Здесь мы видим только центральную часть - Орденский замок, Альтштадт и Кнайпхоф:


А вот чёрно-белый вариант, где только Замок и Альтштадт:


Гравюра Беринга в полном виде:


К счастью, она есть в огромнейшем разрешении!
Как и положено, здесь виден буквально каждый дом. По сравнению с планом середины 16 века перемены не очень значительные, но они всё же есть. Район складов Ластадия в на берегу участка Прегеля, известного как Хундегат (Собачий пролив), сильно разросся. Так же появилась обширная застройка вдоль северной части острова Лёмзе (ныне Октябрьский).
Вместо южной крепостной стены на острове Кнайпхоф - уже бюргерская застройка! Зато Зелёные ворота украсились красивой башней с часами, которую снесут в 1864 году. А вот биржа у Зелёного моста ещё не появилась.
Интересные изменения произошли с главной башней Орденского замка. На гравюре 16 века она была очень высокой, ступенчатой и увенчивалась почему-то луковицей, как русская церковь. В 1613 г. у башни уже довольно "тупое" окончание, сохранявшееся до 1864 года. Зато появились огромные часы!
Вообще, с серидины 16 века весь замок был кардинально перестроен. Но его архитектурная история заслуживает отдельного рассказа.
Кажется, на Альтштадском соборе острый готический шпиль тоже уступил место более преземистому. Эти игольчатые шпили обычно кончали тем, что в них попадала молния. Восстанивливать после этого в прежний размер обычно не решались, да и мода прошла.
Хорошо виден 7-ё мост, который почему-то отсутствовал (или был закрыт) на предыдущем чертеже.
Вообще, все эти планы можно сравнивать до бесконечности, наблюдая как развивался живой организм средневекового ганзейского города.

Königsberg

Previous post Next post
Up