Недавно читал эту книжечку и фильм посмотрел с интересом. И то, и другое - мерзость, однако порассуждать интересно.
99F - воспоминания рекламщика-наркомана. По книжке, автор признает себя состоявшимся негодяем, способным вредить и народонаселению, и непосредственно окружающим его людям. Временами он вспоминает, что хочет уйти из рекламного бизнеса, и как бы стать другим. Не то, чтобы вернуть Софи, которую он мгновенно бросил, как только она от него залетела. Не то, чтобы перестать кокаинится… Но каким-то другим…
Лет 5 назад этот небольшой роман стал бестселлером. Мне, допустим, рассказала про Бегбедера преподавательница французского, солидных лет женщина. Весь его ежедневный раздрай и разгул вряд ли бы привлек читателя, если бы не был хитро переплетен с размышлениями о рекламе и личной жизни. Цитаты:
Лишь тонко организованные существа испытывают потребность платить за любовь, дабы избежать риска страдать от любви.
Раньше у тебя была куча друзей, теперь их напрочь нету. Это означает, что их и не было никогда.
- Любовь не имеет ничего общего с сердцем - этим мерзким органом, насосом, качающим кровь. Любовь первым делом сдавливает легкие. Глупо говорить: "У меня разбито сердце", нужно выражаться точнее: "У меня сдавило легкие". Легкие - самый романтичный из человеческих органов: все влюбленные заболевают туберкулезом, недаром же от него умерли Чехов, Кафка, Д.Г.Лоуренс, Фредерик Шопен…
С возрастом люди не становятся счастливее - просто они опускают планку ниже, чем прежде.
Все эти торговые марки абсолютно неуязвимы. Они имеют право говорить с
вами, но вы не имеете права отвечать.
Скоро государства сменятся фирмами. И мы перестанем быть гражданами той
или иной страны, мы будем жить в торговых марках - Майкрософтии или
Макдоналдии - и зваться келвинкляйнитянами или ивсенлоранцами.
Ловко плетёт, писатель…
К сожалению, в фильме все эти размышления исчезают. Получается еще более циничная картинка. Некое смешение «Страха и ненависти в Лас-Вегасе» и «Криминального чтива». Буйства под наркотиками сменяются креативным дуракавалянием в офисе. Октав хочет прекратить такую жизнь, уверенно заходит к шефу, на что тот отвечает: «Что с тобой Октав, ты сменил наркотик?». Скоро шеф стреляется, и Октав получает еще кучу бонусов на работе. Двойной финал в книге не предусмотрен, в фильме предлагается концовка с расплатой и романтичный хеппиэнд.
Весь трэш из книжки успешно перекочевал в фильм под присмотром автора. Все мерзости, типа тошноты, порнографии, онанизма заполнили собой роскошные апартаменты, автомобили и офисы рекламщиков. Разве, что спидофилию оставили за кадром. Резкая такая форма искусства получилась, радикальная. Припоминаю, что в Tate Gallery одним из экспонатов являлась видеозапись, где товарищ снял себя полупридушенным и мастурбирующим. Получилось у него менее, привлекательно, так как неизвестно, глупый это поддонок или нет, а вот в случае Бегбедера, видно, что поддонок умный, и соблазнительно становится в его откровениях покапаться…
...
Комедией, наверное, назвали из-за
эпизода с урной...