Краткие важные извлечения из Закона Украины "О национальной полиции"

Nov 17, 2015 12:03

В этом посте речь идет лишь о поверхностном анализе самого текста закона и не пойдет о правоприменении и вообще практике работы полиции.
Прежде всего, обратим внимание на статью 8 "Законность", в которой не только написано, что в своей деятельности полиция руководствуется Конституцией Украины, Законами Украины и бла-бла-бла, но также имеет четко прописанные пункты 2 и 3, а именно:

Ст.8 п. 2. Полицейскому запрещено исполнять преступные или явно незаконные распоряжения и приказы.
Ст. 8 п. 3. Приказы, распоряжения и поручения высших органов, руководителей, должностных и служебных лиц, служебная, политическая, экономическая или другая целесообразность не могут быть основанием для нарушения полицейским Конституции и законов Украины.

Имеются в законе и такие пункты, которые исключают сами себя. Так, например,

Ст.9 п. 6. Проекты нормативно-правовых актов, касающиеся прав и свобод человека, обязательно проходят общественное обсуждение в порядке, определенном Министром внутренних дел Украины.

Здесь подчеркнутый текст сводит к нулю то, что написано перед ним.
Очень важное положение приведено в п. 2 ст. 12:

Ст. 12 п. 2. Полиция не имеет права отказать в рассмотрении или отложить рассмотрение обращений, касающихся обеспечения прав и свобод человека, юридических лиц, интересов общества и государства от противоправных посягательств со ссылкой на выходной, праздничный или нерабочий день или окончание рабочего дня.

Особенно хочу обратить внимание на ст. 18 (основные обязанности поицейского) пункт 3. Если ранее милиционер был обязан представиться и предъявить служебное удостоверение лишь при обращении милиционера к гражданину, то сейчас - и при обращении гражданина к полицейскому:

Ст. 18 п. 3. Обращаясь к лицу, или в случае обращения лица к полицейскому, полицейский обязан назвать свою фамилию, должность, специальное звание и предъявить по его требованию служебное удостоверение, предоставляя возможность ознакомиться с изложенной в нем информацией, не выпуская его из рук.

Также закон прямо запрещает полицейскому закрывать нагрудный знак и противодействовать фиксации его с помощью технических средств:

Ст. 20 п. 3. ... Полицейскому запрещается снимать с обмундирования или прятать нагрудный знак, а также любым другим способом препятствовать прочтению информации на нем или фиксированию ее с помощью технических средств.

Важно отметить, что если ранее в Законе Украины "О милиции" милиция имела право проверять документы у гражданина исключительно в случае, если есть обоснованное подозрение в том, что он совершил правонарушение, то в новом законе права человека сужены, а полиции - расширены. Приводим полную редакцию:

Ст. 32. Проверка документов лица:
1. Полицейский имеет право требовать у лица предъявления им документов, удостоверяющих личность, и/или документов, подтверждающих соответствующее право лица, в таких случаях:
1) Если лицо имеет внешние признаки, похожие на внешние признаки лица, находящегося в розыске, без вести пропавшего лица;
2) Если есть достаточно оснований считать, что лицо совершило или имеет намерение совершить правонарушение;
3) Если лицо находится на территории ли объекте со специальным режимом или в месте осуществления специального полицейского контроля;
4) Если у лица есть оружие, боеприпасы, наркотические средства или другие предметы, оборот которых ограничен или запрещен, или для хранения, использования или перевозки которых необходимо разрешение, если установить эти права другим способом невозможно;
5) Если лицо находится в месте совершения правонарушения, ДТП, другого чрезвычайного происшествия;
6) Если внешние признаки лица или транспортного средства, или действия лица дают достаточные основания считать, что лицо причастно к совершению правонарушения, тренспортное средство может быть орудием или объектом совершения правонарушения.

Нам как автомобилистам принципиально важна ст. 35, в которой перечислен исключительный перечень причин для остановки полицейским транспортного средства. Стоит отдельно отметить, что идиотский пункт "проведение спецмероприятий", сводивший соответствующую статью в прошлом законе, к нулю, в законе о полиции исключен. Проведение спецмероприятий не является законной причиной для остановки ТС! Приведем текст статьи в новой редакции:

Ст. 35. Остановка транспортного средства.
1. Полицейский может останавливать транспортные средства в случае:
1) Если водитель нарушил правила дорожного движения;
2) Если есть очевидные признаки, свидетельствующие о технической неисправности транспортного средства;
3) Если есть информация, свидетельствующая о причастности водителя или пассажиров транспортного средства к совершению ДТП, уголовного или административного правонарушения, или есть информация, свидетельствующая о том, что ТС или груз могут быть объектом или орудием совершения ДТП, уголовного или административного правонарушения;
4) Если ТС пребывает в розыске;
5) Если необходимо провести опрос водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, уголовного или административного правонарушения, свидетелями которого они были или могли быть;
6) Если необходимо привлечь водителя ТС к оказанию помощи другим участникам ДД или полицейским или в качестве свидетеля при оформлении протоколов об административных правонарушениях или материалов ДТП;
7) Если уполномоченный орган государственной власти принял решение об ограничении или запрещении движения;
8) Если способ крепления груза на ТС создает опасность для других участников ДД;
9) Нарушение порядка использования на ТС специальных световых и звуковых сигнальных устройств.
2. Полицейский обязан проинформаировать водителя о конкретной причине остановки им ТС с детальным описанием основания для остановки, определенного в этой статье.

Надеюсь, что читатели, которым лень читать и изучать весь закон, ознакомятся хотя бы с приведенными мной здесь извлечениями и будут иметь их ввиду.

#МВД, закон, Украина

Previous post Next post
Up