По многим СМИ уже прошла информация о
нападении неонацистов на организаторов и гостей кинопоказа. Освещая такие звериные выходки в прессе, журналист, с моей точки зрения, выполняет не только свой журналистский долг, но и долг гражданский. Поэтому всем, кто написал об этом, хочется сказать спасибо. Сейчас, по прошествии времени, организаторы сорванного мероприятия выступили с официальным заявлением, которое, я уверен, всем будет нелишним прочитать. Прочитать, чтобы понять, что происходит в нашем городе, в нашем регионе, в стране и мире.
16 ноября на участников
кинопоказа в Донецке были совершены массовые нападения. Нападавшие избивали людей и скандировали нацистские лозунги. Среди пострадавших - участники рабочего клуба «Герника» и наши друзья. Это печальное происшествие получило большой резонанс. О выходке ультра-правых банд сообщил ряд региональных и всеукраинских средств массовой информации.
Сайт «Герника» публикует свой материал позже других СМИ. С одной стороны, это плохо: как журналисты, мы уступили в оперативности. С другой стороны, хорошо: Учитывая, что все члены редколлегии были непосредственными участниками весьма неприятных событий, важно было не сорваться сходу на эмоции; дать объективную, насколько это возможно, оценку случившемуся. И попытаться донести до читателей факты,
не понятые многими журналистами:
1. Нападение на кинопоказ не было какой-то внутренней «разборкой» между представителями враждующих субкультур. Люди, пострадавшие от кулаков, ботинков и газовых баллончиков нападавших, не были уличными бойцами «антифа». Это были люди различных, не обязательно радикальных взглядов, которые пришли на открытый показ фильма в центре Донецка. Но по мнению тех, кто поставил задачу сорвать мероприятие, желание посмотреть «неправильное» кино - уже преступление.
2. Вопреки
мнению некоторых журналистов, в Донецке 16 ноября не произошло чего-то редкого, странного и непонятного. К сожалению, атаки ультра-правых хулиганов стали
обычным явлением для современной Украины. Киев, Львов, Харьков, Тернополь… Сообщения об атаках нео-нацистсков регулярно приходят из разных частей страны. (Хотя, зачастую, они теряются в общем информационном шуме - вытесненные бесконечными обсуждениями склок между «топовыми» политиками). И нет ничего удивительного в том, что эта мутная волна докатилась и до столицы Донбасса. Разве могло быть иначе, когда с футбольными фанатами активно работают представители националистических организаций, а по городу вполне открыто
маршируют люди с фашистской символикой?
Но вернёмся к событиям вокруг несостоявшегося киносеанса.
В начале ноября на одном из собраний Рабочего клуба прозвучала идея: показать в Донбассе документальный фильм «Иван. В память о нашем друге». Донецкий «Инди-клуб», расположенный в здании областной библиотеки для юношества, согласился предоставить зал и необходимое оборудование.
Лента рассказывает об
Иване Хуторском, москвиче, убитом 16 ноября 2009 года, ровно за 4 года до того дня, когда должен был состояться сеанс. Естественно, героя фильма можно назвать неоднозначной личностью. Участник субкультуры скинхедов-антифашистов, лидер группировки, участвовавшей в жестких драках на улицах Москвы… Да, его методы противодействия «коричневой» угрозе могут не всем показаться правильными. Нужно ли, в таком случае, демонстрировать фильм о его деятельности? Мы уверенны: да, нужно. У каждого должна быть полноценная возможность высказать собственные взгляды и познакомиться со взглядами других. Без свободы выражения мнений общество не способно развиваться.
То же самое участники Рабочего клуба могут сказать о культурных событиях, организованных нашими политическими оппонентами. (Например, мы критически отнеслись к поездке Ирины Фарион в Донецк, во время которой представительница «Свободы», под видом
презентации своей книги, вела националистическую пропаганду. И тем не менее, мы не поддержали попытку сорвать эту встречу, предпринятую членами одной из политических партий).
После показа фильма о Хуторском планировалось его открытое обсуждение. Мы были готовы к дискуссии. А кто-то в это время готовился к массовому нападению… Участники молодёжных ультра-правых группировок, - очевидно, увидев в социальных сетях информацию о готовящемся мероприятии - запланировали свою атаку. Разрозненная информация об этом поступала еще за несколько дней до встречи. И, нужно признать, организаторы встречи оказались не готовы к таким столкновениям. Для всех, кто участвовал в подготовке события, это станет хорошим уроком на будущее. Но ещё важнее другое: понять, как мы пришли к тому, что желание посмотреть кино в нашей стране может представлять угрозу для здоровья…
А теперь немного прямой речи от свидетелей и пострадавших в тот субботний вечер:
Всеволод Петровский, редактор сайта «Герники»:
- …Парни в спортивных костюмах обступили меня и моего приятеля, с которым я пришёл на показ, у крыльца библиотеки, выходящего на бульвар Шевченко… До начала сеанса остаётся еще почти час. В это время непрошеных гостей никто не ждал. Оказалось, зря. Другие организаторы и гости встречи подойдут сюда через несколько минут после нападения - к тому времени банда успеет скрыться в соседних дворах.
Наглая пацанва - выглядят все лет по 17-20 - воспользовавшись нашим коротким замешательством, обступила нас со всех сторон. По виду и повадкам напоминают футбольных хулиганов. Судя по всему, они и есть. («Околофутбольные» движения являются сегодня основным инкубатором крайне правых боевиков. Да, естественно, далеко не все посетители фанатских трибун имеют к ним отношение. И многие активные болельщики обижаются, когда их ассоциируют с «бонхедами» (слэнговое название современных неонацистов)… Ну что тут скажешь? Отдельно взятый представитель «ультрас», конечно, может быть отличным парнем. Но если у половины его друзей в соцсетях
вся стена в нацистской символике - он должен понимать, что именно по таким проявлениям будут судить о его движении).
…Сколько там нападающих? Человек 15-17. Толпой против двоих - нормальные расклады для этих юных героев. В такой ситуации они, наверное, могут почувствовать себя мощной бандой. Но даже почти десятикратного перевеса в живой силе им недостаточно. Один из пацанов - видимо, вожак стаи, брызгает мне в лицо смесью из газового баллончика. После этого со всех сторон сыплются удары. Меня сбивают с ног, успеваю закрыть голову руками. Уже лежачего, бьют ногами. После избиения, убегают куда-то во дворы.
…В библиотеке нам оказывают первую медицинскую помощь. К счастью, травмы не слишком серьезные - ссадины, ушибы, гематомы. Ну и резь в глазах от перцовой смеси из баллончика. Кто-то из сотрудников вызывает милицию (наряд, почему-то приедет только через 40 минут, когда всё уже закончится).
Вскоре после нападения в центральный зал библиотеки зашли еще несколько участников мероприятия. Снова слышен шум на улице. Новоприбывшие выходят на крыльцо. Видят на улице ту же компанию. После первой попытки приблизиться к ним юные наци достают теперь уже, не только баллончик, но и складные ножи. Ох, смельчаки… Толпа уходит вниз по бульвару, радостно скандируя «Зиг хайль! Рудольф Гесс! Гитлерюгенд. СС!».
А. Хилл, участник кинопоказа:
- …К половине шестого группа из десяти человек зашла в здание библиотеки со стороны бульвара Шевченко. Парни и девушки - в основном студенты - пришли на кинопоказ, и узнали, что администрация библиотеки решила отменить его, в связи со сложившейся ситуацией. Так они оказались на улице. Через две минуты из-за угла на них выбежала толпа с криками «Донецкие шавки, давайте» (на сленге неонацистов слово «шавка» означает антифашист - Авт.). У неонацистов в передних рядах были газовые баллончики. Как минимум у одного человека в руках был нож.
Девушки и несколько парней из числа тех, что пришли на кинопоказ бросились бежать. Двое из оставшихся приготовились к отражению нападения. Им удалось задержать неонацистов на некоторое время, а затем скрыться без единого ранения.
В то же время, у входа в библиотеку был избит ещё один парень. Неизвестно, собирался ли он вообще на кинопоказ. Неонацисты били его по лицу, не смотря на то, что он несколько раз повторил: «Ребята, я не при делах. Я ни при чём».
…Мы рассчитываем на то, что в скором будущем фильм «Иван. В память о нашем друге» всё же будет показан в Донецке.
Рабочий клуб "Герника".