1i7

Грустный одинокий робот - начало пути

Oct 01, 2012 10:34

Летняя школа, как и ожидалось, закончилась 31го августа. Новый учебный семестр - опять полная группа студентов прикладной математики и в этот раз курс проектной работы. Формат курса по образцу уже успевшего за несколько лет зарекомендовать себя формата Инновационного Практикума ФИВТ МФТИ - группа разбивается на микрокоманды по 2-3 человека, каждая из которых в течении семестра делает свой проект. 91% самостоятельной работы дома и общение в онлайне, 9% - очные статусные встречи и сопутствующие теоретические лекции и лабораторные работы по технологиям. Главные требования к проектам - актуальность в реалиях современного рынка (т.е. задача выбирается не игрушечная - у проекта должен быть реальный обоснованный шанс получить признание за пределами учебной аудитории) и выполнимость в установленное время (к концу семестра каждая команда должна довести проект до конца и выпустить результат на публику в реальный мир - полуготовые прототипы за результат не принимаются).

Требования сами по себе универсальны и применимы наверное к проектам в любой области деятельности, где реально что-то начать и довести до полезного результата командой из 3х человек - мобильные приложения, веб-приложения, десктоп-приложения и т.п. Но пункт про актуальность включает необходимость искать действительно интересные в текущий момент направления, которые могут дать максимальный коэффициент конверсии потраченных усилий и времени в реальное внимание аудитории. Чтобы выбор в этом семестре был осознанным, я собрал некоторое количество материалов, которые на мой взгляд характеризуют текущее состояние и некоторые тенденции на рынке высоких технологий и продемонстрировал их на первом вводном занятии, пусть здесь будут тоже.

В общем, выбираем рынок.

1. Чего есть популярного сейчас

Самое простое и очевидное - конечно веб-приложения. Порог вхождения можно вообще не рассматривать - написал социальную сеть (или скачал шаблон на php из интернета), добавил более лучшие картинки чем в фейсбуке, выложил в интернет и жди, пока в ней не появится миллион пользователей, которых фейсбук сразу купит тоже за миллион.



Тысячу раз обсужденный относительно недавний успех Instagram вроде как это предположение подтверждает - миллиард за фотохостинг - вроде неплохая сделка с точки зрения авторов фотохостинга. Однако перед тем, как выбирать для себя это направление в качестве практического проекта и Instagram в качестве образцовой истории успеха, желательно изучить не только технологии по созданию фотохостингов, но и последовавшие после создания сервиса шаги, которые привели стартап к финальной сделке. Очень замечательный анализ приведен в статье Юрия Аммосова "Уроки Instagram: не нужно прибыли, главное - пиар". Если совсем коротко, то ключевое резюме состоит из двух пунктов.

Первый - фейсбук заплатил миллиард только за то, что на сервисе было зарегистрировано 30 млн пользователей, при этом он не приносил ни копейки прибыли - это хорошая новость - не нужно придумывать бизнес-модель - достаточно сделать так, чтобы новый сервис стал достаточно популярным.

Второй - до того, как эти 30 млн пользователей у инстаграма появились, сервисом продолжительное время и очень активно пользовался Джастин Бибер, конечно же привлекая на него нереальное количество своих поклонниц, которые и составили значительную часть критической массы проданной массовки. Совершенно очевидно, что он делал это не бесплатно и предположительная стоимость подобной услуги для раскрутки нашего нового сервиса может достигать нескольких миллионов долларов.

Другими словами, любой сервис (не только веб) невозможно представить в отрыве от медиа-пространства, в котором он существует. Чтобы отколоть себе кусочек этого вполне ощутимого пространства (как например кусок каменного угля в шахте) нужен соответствующий инструмент. Технология сервиса - это ведерко, в которое можно складывать отколотые куски породы. А отбойный молоток, который позволяет их откалывать - в данном случае Джастин Бибер - оборудование уже другой природы с ценниками совершенно других категорий. Это плохая новость - подобных ресурсов у нас на данный момент нет. Кажущийся низким порог вхождения в технологию перебит высоким ценником достижения заметных результатов на выбранном рынке.

Еще более плохая новость - это событие, произошедшее чуть позже покупки Инстаграма - летнее падение стоимости акций Фейсбука вдвое ниже планки выхода на биржу так, что штату Калифорния пришлось пересматривать свой бюджет на ближайшее время не в лучшую сторону. Логично предположить, что после такого происшествия мало кто из людей, даже обладающих необходимыми средствами, захочет вложиться в покупку отбойного молотка модели "Бибер" для осуществления аналогичной авантюры.

На рынке мобильных приложений подробно останавливаться не буду, только замечу, что по многим характеристикам медийной составляющей на мой взгляд он начинает приближаться к вебу - те вещи, которые работали еще 2-3 года назад в момент запуска андроида и SDK айфона, когда любая очевидная утилита или виджет или элементарная игрушка без дорогой графики могли получить внимание значительной части аудитории по факту попадания на маркет (сейчас Google Play), сейчас уже начинают пробуксовывать. Те, кто во время успел застолбить себе место, конечно будут продолжать успешную борьбу и двигаться дальше за счет полученного в правильное время импульса, но новичкам подобного успеха будет добиться гораздо сложнее без привлечения отдельных средств для успешного осуществления стратегий продвижения.

Пожалуй здесь же можно упомянуть относительно свежую технологию Google Glasses, которая хотя еще не успела поступить в массовую продажу, однако уже сейчас излучает от себя могильный холод, олицетворяя собой очевидный механизм реализации наиболее мрачных сценариев кибер-панка и апогей тотального цифрового эксгибиционизма, который казалось было сложно переплюнуть после фейсбука и твиттера. Какое количество инноваций и новых команд позволит сгенерировать данная технология говорить еще рано (новые прозрачные виджеты, зрение терминатора, тонны видео на новых видеохостингах, что-то еще), но думаю уже сейчас вполне очевидно, что все эти субтехнологии будут работать на укрепление позиций одной-единственной компании на рынке и еще более глубокую интеграцию пользователей в ее сервисы типа гугл-плюса и гугл-мапсов, которая кроме всего прочего может еще в любой момент кинуть своих последователей, включив наиболее удачные идеи в дефолтную поставку продукта или свои сопутствующие сервисы, как это уже один раз произошло с некоторыми геолокационными соцсетями на заре запуска андроида.

В общем конечно глупо отрицать, что на рынке веба или мобильных приложений еще не может произойти серьезных революций или сдвигов. Фейсбук не вечен в силу в том числе некоторых объективных факторов - например, у многих уже гуляют мысли, что через 5-10-15 лет он перестанет быть таким веселым местом как сейчас в частности потому, что людям свойственно умирать и сеть неумолимо начнет превращаться в виртуальную усыпальницу со всеми вытекающими. Ну и свободных ниш и нерешенных задач хватает и сейчас - нужно только внимательнее посмотреть вокруг - например еще предстоит развернуться проектам, основанным на подходе системной социологии. Однако перечисленных проблем уже достаточно для того, чтобы попробовать посмотреть на мир доступных технологий и течений еще более широко и попробовать найти что-нибудь интересненькое и перспективное за пределами веба и мобильных приложений.

2. Чего интересного есть еще

Еще несколько недавних и не очень интересных событий.

2006г: Правительство Южной Кореи приняло план по внедрению до 2015 года роботов с сетевым подключением в каждый дом. Последние разработки южнокорейских ученых в области роботостроения позволяют строить такие прогнозы.

Новость давнишняя, но 2015й год с тех пор как раз появился на носу. Население Южной Кореи по данным википедии - 50 млн человек - можно сразу прикинуть объем планируемого рынка.

18 июня 2012 г.: Генеральный директор и сооснователь компании Mail.ru Group Дмитрий Гришин запускает инвестиционный фонд с капиталом в 25 млн долларов для инвестиций в разработку роботов.
...
Пока инвестиции в создание роботов не впечатляют своими объемами, однако, по оценкам экспертов, за три года рынок вырастет в три с половиной раза.
...
По данным сайта Hizook, в 2011 году венчурные инвестиции в робототехнику составили 160 млн долларов.
...

"Рынок сервисной и персональной робототехники пока еще молодой, неустоявшийся, в нем пока нет большого количества наработанных бизнес-моделей, на которые можно было бы опираться", - рассказал в интервью Би-би-си Дмитрий Гришин.
...

"Вспомните ситуацию, которая была с интернетом в конце 80-х - начале 90-х годов: тогда кто-то тоже говорил: "А зачем вкладывать в интернет?". Но мы же понимаем, через какое время эти вложения окупились, а главное - насколько серьезно. У нас есть ощущение, что через какое-то время такой же бум, как в свое время с интернетом и рынком персональных компьютеров, случится и с рынком робототехники", - рассказал Гришин.
...
По данным агентства ABI Research, объем рынка персональной робототехники в 2010 году составил 2 млрд долларов, а к 2015 году составит 18 млрд долларов.

1 июня 2012 г.: Частный космический корабль SpaceX Dragon состыковался с МКС и вернулся на Землю. Многие связывают с этим событием начало новой вехи в освоении космоса человечеством, основанной на коммерции и массовой конкуренции, вне контекста холодной войны и гонки вооружений.



22 апреля 2012 г.: Основатель компании "Гугл" Ларри Пейдж и ее исполнительный директор Эрик Шмидт приняли участие в финансировании нового амбициозного проекта по освоению космического пространства.
...
На презентации, которая состоится во вторник, 24 апреля, в американском Сиэтле будет объявлено о планах молодой компании, однако, судя по недавнему интервью, которое Диамандис дал журналу "Форбс", группа американских миллиардеров намерена всерьез взяться за воплощение в жизнь плана по добыче полезных ископаемых на астероидах. "Мы пытаемся положить начало новой "золотой лихорадке" - в космосе", - заявил бизнесмен.




...
"Интересы компании будут сосредоточены в двух ключевых областях - исследовании космоса и разработке полезных ископаемых, - отмечается в пресс-релизе фирмы. - Этот инновационный проект создаст новую отрасль экономики, он полностью изменит тот смысл, который мы сейчас вкладываем в понятие "природные ресурсы", и сможет добавить триллионы долларов к мировому ВВП".

Очевидно, что подобные проекты невозможно представить без технологий робототехники, а коммерческая природа новой гонки подразумевает то, что в игру должны быть включены не только государственные и военные разработки (если только неявным образом) или крупные состоявшиеся корпорации, но в первую очередь новые независимые команды, которые смогут предоставить собственные разработки и компетенцию в этой области.

В общем, старт дан, критический уровень потенциального внимания достигнут - есть повод посмотреть, чего свежего на данный момент в этой области происходит в контексте обозначенных акцентов.

3. Доступная робототехника

Для начала включу в список то, что сразу не будет включено в список. Конечно, робототехника появилась не в этом году и после взгляда на некоторые уже достигнутые крайне впечатляющие результаты у многих могут опуститься руки.

Робот Toyota играет на трубе

image Click to view



Или знаменитый Большой Пес от американских военных

image Click to view



Однако если вспомнить недавнюю аварию на Фукусиме, можно вспомнить и грустную шутку о том, что японские роботы танцуют и играют на трубе, а последствия радиоактивной катастрофы разгребают живые люди. С Большим Псом ситуация тоже не очень понятна - впечатляющие видюшки начали появляться на ютюбе еще в 2008м году, однако с тех пор мало что изменилось, при этом возникли дополнительные основания для сомнений в его дальнейшей судьбе. Следуя последним трендам, военные действия в основном ведутся при помощи долбежки того же медиа-пространства, гуманитарных бомбардировок, а во время наземных операций BigDog, бредущий рядом с отрядом аль-каеды, будет вообще полное палево. Надеяться на то, что подобного пса когда-либо можно будет заказать в интернете, чтобы он помогал носить авоськи из булочной, вообще не приходится просто по определению военной разработки.

По этим причинам думаю будет вполне справедливо оставить разработки, спонсируемые государством, военными и крупными корпорациями, в стороне в качестве неких волшебных артефактов, которые своим существованием показывают то, чего в принципе можно достичь при помощи современных технологий, и попробовать найти примеры того, что уже сейчас могут сделать и делают своими силами "простые смертные" без многомиллионных вложений.

И такие примеры есть, причем очень хорошим местом для их поиска оказался сам по себе инновационный и знаковый в том числе в контексте обсуждаемой темы сервис kickstarter. Для тех, кто не в курсе, kickstarter - это сервис общественного спонсирования проектов, которые по ряду причин не могут найти деньги в другом месте - в первую очередь потому, что приниматели решений в тех местах, где эти деньги обычно принято искать, могут иметь свое собственное представление о том, что вообще обществу нужно. Кикстартер уже позволил показать, что мнение общества не всегда совпадает с представлениями о нем некоторых экспертов, и дал жизнь многим проектам, которые иначе так бы и остались в головах их авторов. Последнее время на кикстартере начинают появляться проекты, напрямую связанные с робототехникой, при этом результаты кампаний по сбору средств показывают большую заинтересованность людей в подобных начинаниях.

ЖЖешечка судя по всему не умеет эмбедить видео с кикстартера - для просмотра можно пройти по ссылке на проект - оно этого стоит

Шестиногий робот Hexy

image Click to view



Исходная цель: $13,000
27е июня - собрано: $168,267 от 861 поддержавших





Немаловажный нюанс - проект является открытым - все схемы робота можно скачать и попробовать воспроизвести его самостоятельно в домашних условиях. После успешного завершения кампании на кикстартере робота можно заказать на сайте проекта в двух версиях за $250 и $500.

OpenROV - подводная лодка с открытым исходным кодом

image Click to view



Исходная цель: $20,000
1е августа - собрано: $111,622 от 484 поддержавших

Плюс внимание в прессе по факту разработки без Джастина Бибера (ключевой ресурс как обсуждалось выше):
"It could change the future of ocean exploration." - New York Times
“I wish they were in every hardware store in the world.” - Dr. Sylvia Earle, National Geographic Explorer-in-residence.
"The maker movement at its best" - Tim O'Reilly, Founder and CEO of O'Reilly Media, Inc.



Stompy - гигантский шагающий пилотируемый шестиногий робот с открытым исходным кодом

image Click to view



Исходная цель: $65,000
2е сентября - собрано: $97,817 от 1,571 поддержавших





Новые проекты появляются очень быстро (спасибо Евгению за оперативные подборки) - робоконструктор с открытым исходным кодом Multiplo появился на следующий день после того, как я показал эту подборку студентам, и в первый день акции набрал $19тыс из 15ти заявленных.

image Click to view



Исходная цель: $15,000
1е октября - собрано $112,442 от 636 поддержавших, до конца акции осталось 7 дней


Для широты гругозора в список рассматриваемых проектов можно также добавить Куратоса - огромного боевого человекоподобного робота из Японии

image Click to view



Это не проект с кикстартера, у него не открыт исходный код и его будет проблематично воспроизвести в домашних условиях, однако это пример независимой разработки, которая нашла путь в коммерцию, хотя при цене $1,353,500 массовым этот продукт не назовешь.

4. Элементная база

В общем, лично для меня очевидно, что область интересная и нужно бросать все и как можно быстрее начинать в ней что-нибудь делать, однако встает вопрос, какие инструменты для этого использовать. В случае с вебом, для старта достаточно скачать эклипс, веб-сервер пару фреймворков. В случае с андроидом достаточно скачать эклипс и андроид SDK с эмулятором, а устройства с андроидом для более комфортной разработки и тестирования приложений сейчас есть уже почти у всех студентов.

В случае с робототехникой все не так просто - во-первых, нужно на чем-то запускать управляющие алгоритмы, во-вторых, нужно каким-то образом сделать то, что будет ими управляться.

Создание единичного рабочего прототипа

С первым пунктом все тоже вполне очевидно и давно попсово - на рынке представлено множество дешевых плат начиная от Arduino и продолжая чем-то более серьезным. К счастью, Юрий Панчул panchul и MIPS Technologies уже прислали нам в Политех несколько экземпляров плат ChipKIT Uno32, на которых можно даже запустить операционную систему реального времени uOS, автором которой является Сергей Вакуленко ramlamyammambam, но при желании что-то похожее можно давно купить менее, чем за 1000 руб, т.е. инструмент вполне доступный вообще кому угодно.



В случае с производством корпусов все немного сложнее - 3хмерную модель создать также довольно легко на компьютере например в замечательном редакторе openscad, который может за один вечер освоить любой программист. Но способ воплощения созданной модели в физической форме для обычного программиста уже не так очевиден - потребительская привычка жить на всем готовом и запускать программы внутри компьютеров и мобильных телефонов отучает работать руками.

К счастью, на помощь приходят технологии быстрого прототипирования, которые по стечению обстоятельств именно сейчас также набирают обороты. Появляются доступные 3д-принтеры и фрезерные станки, которые можно использовать для создания первых рабочих прототипов корпусов, которые можно оживлять при помощи алгоритмов внутри контроллеров. У нас например нашелся готовый 3д-принтер на металлургическом факультете, также запущен студенческий проект RRaptor по созданию собственной версии.



Еще более комплексным подходом к вопросу является организация полноценных лабораторий прототипирования с более широким набором доступного оборудования типа Fablab, одна из которых недавно открылась в Московском институте стали и сплавов. Стоимость подобной лаборатории конечно не по карману обычному человеку, однако открытие подобных центров в университетах в разных городах с возможностью свободного доступа для студентов позволит им легко войти в область в том числе популярной робототехники.



Перечисленных составляющих (я надеюсь - это еще предстоит проверить) должно хватить как минимум для того, чтобы создать первый единичный экземпляр робота и выложить видео на вимео, чтобы начать собирать просмотры и повышать свою привлекательность в глазах инвестров или пользователей кикстартера.

Серия

Но в случае успешного прохождения данного этапа (уже за пределами учебного курса - надеюсь, что хотябы одна команда до этого доживет) сразу встанет вопрос о возможности серийного производства моделек в принципе и его стоимости.

К счастью, этот вопрос на данный момент кажется также вполне решаемым, причем прямо у нас в Нижнем Новгороде. На прошлой неделе по некоторым делам по случаю проведения у нас в НГТУ форума МИЦ-2012, я сходил на экскурсию в цех производственной компании Фолипласт, которая уже сотрудничала с нашим автомобильным факультетом, и узнал для себя много нового и интересного. В первую очередь то, что они занимаются литьем пластика по технологиям вакуумного литья и RIM мелкими сериями - можно заказать производство от 25ти штук, стоимость детали будет в районе 200-300руб без учета стоимости создания мастер-формы (~30тыс руб).


















машиностроение, летняя школа, производство, Фолипласт, роботы, rraptor, mips, экскурсии, фотоблоггер, free lab, деньги

Previous post Next post
Up