«Вспомнить всё» «Аэлита», Яков Протазанов, 1924, СССР
Вариант подписи 1: на Марсе таки произошла революция, но только буржуазная, а не социалистическая (или же произошел откат в результате неудачной социалистической - см конец «Аэлиты»). Демократический президент Марса - Тускуб продаёт воздух, как и положено при капитализме, а внучка бывшей королевы (Аэлиты) теперь занимается тем, чем занимается.
Вариант подписи 2: «Вспомнить всё» - очередной (
раз,
два,
три,
четыре) перемонтированный американцами советский шедевр.
Вариант подписи 3 (лайтовая версия варианта-2): понятно, где вдохновлялись авторы «Вспомнить всё», только, как обычно, пересняли все технологично, но на свой лад и бездуховно.
Здесь же (дополнительно к варианту 2 или 3): Шварценегер - инженер Лось: оба бежали с Земли на Марс в гриме, не от хорошей жизни, неверная жена, связанная со злодеями, убийство жены главным героем, преследуют силовики, злодеи плетут сложносочиненные интриги.
updt-2023: да, вся история в Аэлите оказалась сном инженера Лося (в романе - не сон, но в один момент ему казалось, что всё было сном).
бонус-1
бонус-2
Организаторы первой в СССР экспериментальной мастерской по мультипликации при Государственном техникуме кинематографии Николай Ходатаев, Зенон Комиссаренко и Юрий Меркулов предлагали Протазанову ввести в фильм мультипликационные эпизоды, но режиссёр на такой эксперимент не пошёл. В итоге подготовленные эскизы были использованы для создания научно-фантастического мультфильма «Межпланетная революция» (1924).
https://ru.wikipedia.org/wiki/Аэлита_(фильм)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Межпланетная_революция https://www.youtube.com/watch?v=iIGsi6RbWpc Click to view
[Межпланетная революция.1924 (без вшитых субтитров)]
бонус-3
https://ru.wikipedia.org/wiki/Аэлита_(фильм)
Интересно походить по ссылкам из статьи в Википедии о фильме. Например, актриса
Юлия Солнцева (королева Аэлита) дожила до 1989 года, а
Игорь Ильинский (сыщик-любитель) - до 1987, у обоих впечатляющая актерская и режиссерская фильмография.
Николай Баталов (красноармеец Гусев) умер в 1937 году, но не от тоталитарных репрессий, как можно было бы предположить, а от затянувшегося туберкулеза.
Неожиданно героическая и трагическая судьба у Александры Перегонец (легкомысленная, но совсем не простая прислужница Аэлиты - Ихошка)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Перегонец,_Александра_Фёдоровна В 1941 году симферопольский театр не смог эвакуироваться - путь на Севастополь был отрезан. Труппа вернулась в Симферополь, который был оккупирован 1 ноября 1941 года.
Во время оккупации второй муж актрисы, Заслуженный артист РСФСР Анатолий Иванович Добкевич отказался стать городским головой Симферополя и был казнён оккупантами.
В мае 1942 года театр возобновил работу под новым названием «Симферопольский русский театр драмы и комедии». А. Ф. Перегонец получила разрешение создать при театре молодёжную студию, куда привлекла около 50 человек, спасая их тем самым от угона в Германию.
В 1943-1944 гг. А. Ф. Перегонец активно участвовала в подпольной деятельности разведывательно-диверсионной группы «Соколы» (по другим данным, «Сокол», по подпольному прозвищу руководителя группы Художника театра Барышева Николая Андреевича).
В подпольную группу входили около 60 человек, в том числе 10 сотрудников театра: актёры Зоя Павловна Яковлева и Заслуженный артист РСФСР Дмитрий Константинович Добромыслов возглавлял группу, костюмеры Илья Николаевич Озеров и Елизавета Кучеренко, машинист сцены Павел Ипполитович Чечёткин, уборщица Прасковья Тарасовна Ефимова, ученик художника Олег Савватеев.
Организаторами группы были главный художник театра Николай Андреевич Барышев и актриса Александра Фёдоровна Перегонец.
Это был один из тех редких случаев, когда важные задания были поручены не профессиональным разведчикам, а актёрам. В частности, планировалось проведение террористической операции - покушение на Гитлера осенью 1943 года, прибывающего в Крым на открытие моста через Керченский пролив. Однако «крымский мост» был разрушен, Гитлер не приехал, операция отменена.
Подпольщики переориентировались на разведывательную работу, готовились к диверсионным актам. В частности, они взорвали здание областного архива, откуда при отступлении не успели вывезти секретные документы. В целом группа «Соколы» организовала 45 крупных диверсий, передала сотни разведывательных донесений.
В конце 1943 года Н. А. Барышев составил план Симферополя и нанёс на него разведывательные данные о военных объектах противника. Карта была передана партизанам и использована при освобождении города 51-й армией в 1944 году. Подпольщики поддерживали связь с крымскими партизанами, с подпольным обкомом. В театре был создан тайник, куда спрятали богатую коллекцию из 5000 театральных костюмов, которую немцы планировали вывезти. В марте 1944 года гестапо напало на след группы. 18 марта, сразу после спектакля, подпольщиков арестовали. Удалось спастись только Е. Я. Кучеренко, которая при отступлении немцев спасла здание театра от пожара.
Кто выдал подполье - до сих пор не вполне ясно. Предательница, работница театра Каблукова из фильма «Они были актёрами» - не более чем художественный вымысел. Автор книги «В крымском подполье», секретарь Крымского подпольного центра Иван Андреевич Козлов (1888-1957) подозревал в провале группы связную под псевдонимом «Лесная». На самом деле под этим псевдонимом скрывалась Скрипниченко Людмила Васильевна, офицер НКГБ. Ее труп был обнаружен в Симферополе в марте 1944. По версии ее дочери[8] она была убита в гестапо 29 марта 1944 года. В апреле погиб и её муж, Александр Иванович Скрипниченко, также профессиональный разведчик.
По данным архивов КГБ, группа «Соколы» выдана агентом абвера М. Ящининым, работавшим на Симферопольской электростанции.
А. Ф. Перегонец вынесла страшные пытки, у неё были сожжены ноги. 10 апреля 1944 года, за три дня до освобождения Симферополя советскими войсками, подпольщики были расстреляны в урочище «Дубки», на территории совхоза «Красный».
Похоронена на Старорусском кладбище Симферополя.
> Планировалось проведение террористической операции - покушение на Гитлера
«Бесславные ублюдки» отдыхают.
Фантастический фильм "Аэлита" / 1924
https://www.youtube.com/watch?v=il-Y5tAXTXQ