Музей РВСН близ Первомайского.

Oct 29, 2012 04:10

Наша первая остановка была в музее РВСН в первомайском районе (сайт музея). Музей представляет собой полностью сохраненный командный пункт ракетного полка, частично уничтоженную ШПУ (крышка и верхняя часть шахты сохранены) и прилегающую территорию со всеми строениями (КПП, караульные помещения, пулеметная башня, генераторная, холодильный центр, потерны к КП и т.д.).




Под катом штук 70 фотографий с описанием.


Собственно музей состоит из небольшой экспозиции из трех залов. Это самый большой из них:



Большая половина экспонатов посвящена боевому пути дивизии в которую входил полк



Полк и дивизия входили в 43тью ракетную армию, со штабом в Виннице. После распада СССР армия оказалась в составе ВС Украины.



Карта расположения ракетных полков в районе Первомайска; план расположения ракетного полка и макет центральной стартовой позиции (где и располагается музей)



Разрез ШПУ с ракетой РС-22 внутри. ШПУ были унифицированы и могли использоваться для старта ракет разных типов.



Разрез шахты с циллиндром унифицированного командного пункта внутри. Шахта имеет ту же конструкцию и степень защиты что и ШПУ ракеты. Разница только в том, что в шахты КП отсутствует механизм подъема крышки.



Пульт системы охраны. В системе охраны использовались сейсмо датчики, инфракрасные датчики (срабатывали на пересечение луча), ёмкостные датчики, проволочное заграждение, электрифицированное заграждение (в зависимости от режима - от 800 до 3000В) и башня с танковым пулеметом с ночной оптикой.



Вроде это пульт КП дивизии показывающий состояние всех ее ракетных полков и других подразделений.



Макет интерьера 11того отсека КП откуда производилось управление пуском всех ракет в полку.



Пульт на котором размещалась "красная" кнопка "Произвести пуск" и гнездо одного из двух ключей, одновременный поворот которых требовался чтобы команда на пуск прошла.



Макет отсека отдыха, самого нижнего №12 в КП. В нем имелись запасы на 45 суток автономного существования, все необходимое для приготовления прищи и сан-узел.



Следующий зал посвящен украинским ВС: плакаты, стенды, куча экспонатов в разнобой.



Ничего интересного



Третий и последний зал посвящен программе утилизации ракет и пусковых позиций 43тьей армии, проводивщейся на американские деньги в 97-2001тых годах.



ШПУ уничтожались частичной засыпкой и подрывом - этим занимался американский подрядчик. Ракеты вывозились и разделывались на заводах на территории Украины.



"В память о первом резе"



Возле здания музея установлена ракета Р-12



И куча разных агрегатов (сопла, турбонасосы и т.п.) от разных ракет:




На большой площадке установлены крылатые ракеты Х-22 (3 модификации), ракета РС-20В, ракета комплекса "Точка" и куча других ракет, НУРСов и авиабомб:



Правда, тут много всего. На фотографиях сделанных год-два назад всего этого нет. Похоже что завезли совсем недавно:







А вот и главный экспонат: ракета 15А18М (она же РС-20В "Воевода", она же SS-18 "Satan").



Все 211 тонн стартовой массы, 34 метра длинны и 3 метра диаметра.





Это пороховой аккумулятор давления, который обеспечивал минометный страрт ракеты: после открытия крышки ракету выбрасывало из шахты и только затем включался маршевый двигатель первой ступени. Это позволяло сделать ШПУ многоразовой.



Далее экскурсия идет в боевую зону, где располагались КП и ШПУ. Доступ туда преграждали несколько полос защиты. Это инфракрасная сигнализация рабатовавшая при пересечении нарушителем луча.



Это емкостная сигнализация срабатовавшая при приближении к ней:



Самых упорных ждала встреча с сеткой высокого напряжения. На заднем плане видно башенку с танковым пулеметом.



За ограждением на площадках возле КП и ШПУ стоит спец-техника, применявшася при транспортировке и установке ракет в шахты. Это транспортер для РС-20В с тягочем МАЗ-537:



Машина огромна:



Каждая тележка шасси могла поворачиваться назевисимо. Так же у водителя имелся выносной пульт управления, что сильно облегчало прохождение узких мест.



Вид сзади. Видно разъемы, куда подключался толкач (о нем ниже):



Ландшафт в районе Первомайска представляет собой степь, иссеченную множество оврагов, дороги имеют множество участков с крутыми уклонами, где мощности одного тягоча бывало недостаточно. Для таких ситуация транспортеру мог придаваться дополнительно МАЗ-толкач:



Он же:



Транспортер МАЗ-537 для ракеты РС-22:



Эта машина поменьше чем транспортер для РС-20В и толкач ей уже не полагался.





Вид сзади:



Крышка ШПУ. Сама ШПУ частично засыпана, но не взорвана. Две полусферы - это корпуса датчиков радиации и давления. Конус с полусферой на вершине - антена спутниковой связи.



Вес крышки - 120 тонн. Во время боевого пуска крышка открывалась за 8 секунд с помощью порохового генератора давления. Для планового обслуживания крышка открывалась с помощью гидравлики.



Привод крышки люка. Вид сзади.



Люк, за которым находится ход к помещению, откуда мог быть произведен ручной пуск ракеты в случае если это невозможно сделать с КП.



Крыша унифицированного командного пункта. Полусферы и конусы - те же датчики и антены что и возле шахты. В крыше так же имеется ряд люков ведуших в технологические туннели и к подъемным антенам.



Антена связи.



Дверь в холодильный центр:



Для поддержания режима работы оборудования КП использовался большой холодильный центр. На случай отказа намораживалось около 30 тонн водяного льда.



От здания холодильного центра к КП ведет более чем 100 метровая потерна:






Внешняя ударная дверь ведущая в шахту КП:



Оля на фоне для сравнения. Дверь весом в 900 кг ходит на пелтях плавно и легко.



Внутрення дверь КП. В обычных условиях двери работали в режиме шлюза: одновременно могла быть открыта только одна из двух.



Сбоку видно Г-образный глюч аварийного открывания дверей:



Между внутренней дверью и входом в шахту находится маленький тамбур и лифт, на котором можно спуститься вниз (обе двери в лифт открыты, он на переднем плане):



Когда лифт работает, должна быть закрыта эта гермо-дверь в шахту:



На крыше циллиндра КП. Обратите внимание на красную решетчатую клеть слева от экскурсовода: это система эвакуации ранных в случае если лифт не работает (здоровые могут подняться по лестницам, которые идут в зазоре между КП и стенками шахты):



Вот эта клеть крупным планом:



Вид вниз. Падать если что придется долго - метров 40. Вниз можно спуститься на лифте, экскурсовод + 2 посетителя за раз.











Спустившись вниз можно убедиться что обстановка идентична тому, что можно увидеть в экспозиции на верху:



Только воспринимается это гораздо серьезнее. Правда сейчас тут холодно и сыро (постоянно поддерживать температурный режим нет возможности)




Из 11того отсека можно по вертикальной лестнице спуститься еще ниже, в 12тый отсек отдыха:



За этой дверью только полуметровый зазор между КП и стеной ШПУ



Спальные места для трех человек, в ящиках и шкафчиках хранился запас еды:



Сан-узел:



Электро-плитка и самовар:



А теперь пора обратно наверх:



Музей расположен километрах в 80ти от Умани и где-то стольих же от Николаева. До трассы Одесса-Киев километров 15. Поворот к нему отмечает здоровый указатель, пропустить сложно.
Цена за полутра-часовую экскурсию совсем небольшая: 15 гривен. Еще 30 надо будет добавить если захотите спуститься вниз на лифте.

Мне музей понравился, так как вся техника КП поддерживается в действующем состоянии (насколько это возможно), рекомендую всем интересующимся военной техникой и историей посетить его, пока кому-то не пришло в голову, что порезать все это цветмет важннее, чем сохранение истории.

lbt, заметки

Previous post Next post
Up