В коментах к
этой картинке спросили о том, что я имел в виду "использовать отражатель на просвет". Ответ вырос в отдельный пост.
При съемке в поле, главным источником света явлется Солнце. В середине дня, когда солнце высоко, контраст между поверхностью, освещенной прямым светом и тенью очень велик. Фактически, для заполнения разности в освещенности нужна мощность порядка киловатт в секунду (т.к. солнечная постоянная ~ 1 кВт/м2) - это очень много.
Наиболее простой способ решить эту проблему: использовать для заполнения все тот же солнечный свет, только направленный в тень с помощью отражателя (другой способ - тащить с собой килоджоульные моноблоки или использовать сверхвысокие скорости синхронизации ~1/2000 секунды). На схеме ниже видна принципиальная схема происходящего:
Все очень просто: модель стоит так, что солнце светит на нее сбоку или сзади. Глубокие тени (обычно это тень от носа и тень в глазных впадинах) заполняются светом, идущим с отражателя. За счет сложения светового потока от двух источников (Солнце и отражатель), модель становится освещена ярче, чем фон (куда светит одно лишь Солнце). Мощность света от отражателя можно регулировать меняя его площадь (закрыв половину чехлом) или расстояние до модели (изменение расстояния в два раза меняет мощность в четыре раза).
Полностью сделать тени мягкими при такой схеме получится только если поставить модель к солнцу спиной и снимать против солнца. Тогда отражатель будет главным источником мягкого света на модели. К сожалению любые предметы на заднем плане будут в контровом свете, что не всегда желательно.
Так же отражатель слепит модель и приходится снимать в режиме "модель стоит с закрытыми галзами, на счет раз открывает их, на два делается снимок, на три закрывает глаза". Ниже пример фотографии, полученной таким способом (отражатель с золотистой поверхностью находится слева от модели, прямо за границей кадра):
Теперь посмотрим на другую возможность, которая есть, в случае если материал отражателя является полупрозрачным:
Отражатель помещается между солнцем и моделью, создавая область искусственой слабой тени. Солнечный свет, порходящий через полупрозрачный материал, рассеивается и дает мягкое, не слепящее, освещение. Ниже пример (солнце светит через отражатель над моделью); Хорошо видно, что модель освещена слабее фона:
Конкретно речь шла о складном рефлекторе 3-в-одном. Т.к. есть отражатели, у которых нет полупрозрачной тканевой основы и они вышеописанным способом использоваться не могут. В кинопроизводстве и рекламе так же используется т.н.
скрим: полупрозрачное полотно из различных материалов, которое может иметь гигантские размеры (несколько десятков квадратных метров) и закрывать тенью всю сцену целиком.
p.s. Ката не будет.